Бюджетный дефицит, его причины и виды

Превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений в текущем году составляет бюджетный

дефицит

. Наличие дефицита бюджета означает, что расходы правительства выше доходов. По международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % суммы ВНП.

Основными причинами

дефицита бюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства. Рассмотрим причины бюджетного дефицита.

Низкий уровень доходов в стране.

Поскольку налоги устанавливаются пропорционально доходам, то уменьшение налоговых поступлений вследствие понижения доходов при относительно постоянной величине государственных расходов (государственных закупок и социальных выплат) ведет к росту бюджетного дефицита. Следовательно, спады деловой активности вызывают увеличение дефицита госбюджета.

Рост государственных закупок.

Хотя увеличение закупок повышает уровень доходов и, соответственно, налогов, однако сумма налоговых поступлений всегда оказывается меньше, чем прирост закупок.

Превышение сбережений над инвестициями.

Бюджетный дефицит зависит от разницы между сбережениями и инвестициями. Данная зависимость обусловлена ролью государственных расходов и налогов в кругообороте товаров и доходов. Сумма утечки денежных средств из кругооборота равна сумме денежных притоков. Утечка представляет собой чистые налоги и сбережения, а приток - это государственные закупки и инвестиции.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

В экономической теории выделяют типы бюджетного дефицита:

структурный дефицит

представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения;

циклический дефицит

определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом;

фактический

дефицит

- общий дефицит госбюджета;

первичный дефицит

равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

Рассмотрим основные из них: циклический и структурный.

Циклические колебания совокупного дохода приводят в действие встроенные стабилизаторы экономики, в результате автоматически возникают бюджетный дефицит или излишек. Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой.

Она подразумевает увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста валового национального продукта (ВНП) и их снижение в условиях спада, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов. Экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства, называют встроенным (автоматическим) стабилизатором. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают: прогрессивная система налогообложения; система государственных трансфертов (в т.ч. пособия по безработице); система участия в прибылях.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический бюджетный дефицит - это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности (рис. 2).

Перейти на страницу:
1 2 3 4