Экспресс-анализ финансового состояния предприятия
Экспресс-анализ финансовой отчетности обычно проводится на основании исходной отчетности и намереваются получить самое общее представление об объекте анализа. В этом случае весь комплекс аналитических процедур может быть назван как экспрес-анализ, или чтение отчета (отчетности).
Последовательность его такова:
просмотр отчета по формальным признакам;
ознакомление с заключением аудитора;
выявление "больных" статей в отчетности и их оценка в динамике;
ознакомление с ключевыми индикаторами;
чтение пояснительной записки (аналитических разделов отчета);
общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса;
формулирование выводов по результатам анализа.
Просмотр отчета по формальным признакам
Смысловая нагрузка этой, на первый взгляд совершенно формальной, неаналитической процедуры, в ходе которой оцениваются объем и качество отчета, удобство его структурирования, наличие минимального набора требуемых отчетных форм, наличие и полнота аналитических расшифровок, доступность и трактуемость приводимых аналитических индикаторов и т.п., состоит в следующем.
Культура составления отчета является немаловажным факторм успешного ведения бизнеса как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его владельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский отчет все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием. В-третьих, отчет является своеобразным способом рекламмы деятельности. Нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера, поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве. Правило: прежде чем подписывать контракт, ознакомься с последним годовым отчетом потенциального контрагента - является непреложной истиной для любого искушенного бизнесмена.
Иными словами, годовой отчет является своеобразной визитной карточкой предприятия - по ней составляют первое, иногда решающее, представление о предприятии. Причины неудовлетворительно или небрежно составленного (по формальным и содержательным признакам) отчета, конечно, могут быть сформулированы, однако в любом случае они мало извинительны. Логика рассуждений стороннего аналитика (поставщика, кредитора и др.) совершенно очевидна: если потенциальный контрагент, отчет которого просматривается в данный момент, даже неможет представить в нормальном виде свою "визитную карточку" (нет времени, не считает главным, жаль денег на оформление, обычная небрежность и т.п.), то вряд ли можно быть уверенным в деловой состоятельности такого партнера. В бизнесе нет мелочей, тем более если речь идет о годовом отчете как формальном подтверждении финансовой состоятельности предприятия.