Проблемы разграничения налоговой и административной ответственности
В соответствии с п. 4 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах - это обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпевать лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций. Налоговая ответственность предусмотрена Налоговым кодексом РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Основанием привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения.
Из действующих правовых норм видно, что нарушение законодательства о налогах и сборах может расцениваться в качестве как налогового, так и административного правонарушения.
Отличие налоговой ответственности от других видов ответственности, в том числе и от административной, заключается в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса РФ.
Эти процедуры отличаются от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.
Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, заключается в вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверок в соответствии со статьями 100, 101 НК РФ.
По результатам проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки. В случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он вправе представить в налоговый орган в двухнедельный срок со дня получения акта проверки возражения по акту. В случае представления возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:
о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае несогласия налогоплательщика с вынесенным налоговым органом решением он имеет право оспорить его в судебном порядке. Процедура обжалования юридическими лицами и предпринимателями ненормативных актов налогового органа (чем, по сути, и являются решения, вынесенные должностными лицами налоговых органов по результатам рассмотрения материалов проверки) предусмотрена Арбитражным процессуальным кодексом РФ в главе 24.
В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ в случае выявления нарушений, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, должно составить протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций и физических лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством. Субъектом административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций.