Проблемы разграничения налоговой и административной ответственности
Вина юридического лица в настоящее время является одной из самых сложных проблем в практике привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. На практике также трудно определить формы вины (умысел и неосторожность) к правонарушениям, совершенными юридическими лицами. Налоговый кодекс РФ не содержит процессуальной основы, опираясь на которую налоговый орган должен доказать обстоятельства, свидетельствующие о виновности лица в совершении налогового правонарушения. В пункте 6 статьи 108 НК РФ указано лишь то, что виновность лица в совершении налогового правонарушения должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, но не указано, какой это закон.
Налоговый кодекс РФ в статье 112 устанавливает обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К первым относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Кодекс РФ об административной ответственности также определяет обстоятельства, смягчающие (ст. 4.2) и отягчающие (ст. 4.3) административную ответственность. Они не совпадают с обстоятельствами, установленными Налоговым кодексом, за исключением повторного совершения правонарушения - данное обстоятельство отягчает как административную, так и налоговую ответственность.
В соответствии со ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Такой же возраст установлен КоАП РФ для наступления административной ответственности - ст. 2.3.
Мерой ответственности к нарушителю законодательства о налогах и сборах являются санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, которые подразделяются на правовосстановительные (пени) и карательные (штрафы). Законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение правовосстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому административная ответственность выражается только карательными санкциями в виде штрафов. Таким образом, такой вид ответственности, как штраф, в рассматриваемом случае является как видом административной, так и видом налоговой ответственности.
Кодексом РФ об административных правонарушениях штраф за нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливается в кратном размере от установленной законом минимальной оплаты труда и указывается минимальный и максимальный размер штрафных санкций, в пределе которого может быть назначено административное наказание.
Налоговый кодекс устанавливает наложение штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах по другому принципу: в определенной денежной сумме (статья 116 НК РФ - пять тысяч рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе); в процентном выражении (статья 122 НК РФ - 20 процентов от неуплаченной суммы налогов); а также в определенной сумме за каждый не представленный в налоговый орган документ и (или) иные сведения (статья 126 НК РФ - в размере 50 рублей за документ). При установлении судом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер налогового штрафа в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.
Взимание пени является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и имеет восстановительный характер.
Данная мера ответственности применяется при несвоевременной уплате налогов и сборов и призвана компенсировать ущерб, понесенный государством в результате недополучения налогов в срок в случае задержки их уплаты налогоплательщиком. Принудительное взыскание пеней не требует производства, предусмотренного при наложении штрафных санкций. Пени с организаций взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном порядке.