Содержание, состав и значение предприятий коммунальной формы собственности

В соответствии с Законом "О собственности в Республике Беларусь" государственная собственность подразделяется на собственность Республики Беларусь (республиканскую) и собственность административно-территориальных образований (коммунальную).

В коммунальной собственности находится имущество, принадлежащее административно-территориальным образованиям Республики Беларусь (районам, городам, областям). К ней относятся имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местных Советов депутатов, предприятия и организации различных отраслей (сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленности, строительства, здравоохранения, культуры, образования и др.), необходимые для экономического и социального развития соответствующей территории.

Распоряжение и управление государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности, от имени населения соответствующих административно-территориальных образований осуществляют местные Советы депутатов.

Важнейшими отраслями коммунальной собственности являются отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Традиционной системой организации производственно-хозяйственной деятельности (процесса) в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в условиях государственной монополии на оказание подобных услуг для населения долгое время являлась централизованная система государственных ведомств, предприятий и служб.

Центральным республиканским органом, руководящим и регламентирующим деятельностью жилищно-коммунального хозяйства в масштабах всего государства, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ. Как уже указывалось выше, данная сфера общественного производства в нашей республике является убыточной и требует дотаций со стороны государственного бюджета на покрытие затрат, связанных с обслуживанием и поддержанием на должном уровне жилого и нежилого фондов.

В связи с этим в середине 90-х годов была предпринята попытка реформирования системы управления жилищно-коммунальным комплексом республики. Сутью проводимых преобразований явилось наделение большей самостоятельностью структур среднего (т.е. областного) и низшего (районного, районного в городах и т.д.) уровней системы ЖКХ в вопросах хозяйственной деятельности. Для решения поставленной задачи, государство, в лице муниципальных органов управления, выступило учредителем предприятий и объединений, занятых предоставлением населению услуг по обслуживанию жилого фонда.

Таким образом, реализация данных мероприятий преследовали следующие цели:

1. Сохранение влияния государства на жилищно-коммунальную сферу республики, поскольку собственником этих предприятий является государство;

2. Наделение предприятий данной сферы определенной экономической самостоятельностью, с целью поэтапного перевода их на полный хозяйственный расчет;

3. Плавный переход на полное покрытие затрат населением услуг предприятий ЖКХ и соответственной уменьшение, а в перспективе и отмена дотаций со стороны бюджета, за счет осуществления предприятиями ЖКХ деятельности, приносящей доход для хотя бы частичного покрытия за счет этой деятельности убытков.

В настоящий момент система организации деятельности в сфере ЖКХ РБ выглядит следующим образом: коммунальное хозяйство, мероприятия по защите окружающей среды и т.д., так как социальное значение такой деятельности очень велико.

В Республике Беларусь деятельность коммунальных служб и предприятий относятся к сфере, в основном дотируемых государством. Это в первую очередь обусловлено низкими доходами населения, которое в настоящий момент не в состоянии покрывать полностью расходы и затраты коммунальных предприятий. Однако их деятельность имеет значительный социальный эффект, так как обеспечивает нормальное функционирование общества в целом. В связи с этим кардинальное и быстрое реформирование данной сферы может вызвать весьма существенную социальную напряженность в обществе.

Перейти на страницу:
1 2 3