Содержание, состав и значение предприятий коммунальной формы собственности
Поэтому в период движения к рыночной экономике, необходим постепенный и планомерный переход на полное покрытие затрат предприятий, занятых в сфере коммунального хозяйства. Это даст возможность государству высвободить определенные денежные средства, ранее направляемые на покрытие затрат и дотации коммунальному хозяйству, и перераспределить их в более перспективные отрасли, проводить адресную поддержку малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.
Исходя из мирового опыта, наиболее подготовленной к реформированию сферой, имеющей важное социальное значение, является деятельность предприятий, занятых обслуживанием и содержанием жилого и нежилого фонда, поскольку здесь имеются объективные предпосылки для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность этих предприятий имела бы, по мимо социальной, и определенную экономическую эффективность.
В настоящей работе в качестве объекта исследования выбрано Лидское городское унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, которому удалось, по результатам своей деятельности за истекший период, сохранить в своей работе как экономический, так и социальный эффект.
Однако негативные макроэкономические явления (инфляция и связанный с этим рост цен), и специфические условия работы предприятий сферы ЖКХ, в системе твердых ставок и тарифов, покрывающих не более 10-15% от стоимости работ и услуг по содержанию жилого фонда, существенным образом влияют на их экономическую эффективность.
В этих условиях одной из актуальных задач, стоящих перед предприятием, является изыскание дополнительных источников дохода, с целью компенсации потерь и убытков от указанных выше негативных явлений.
Структура управления ЖКХ в РБ следующая:
. Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ
. Производственное управление ЖКХ области
. Городские и районные предприятия ЖКХ
. Жилой и нежилой фонды
Таким образом, из чисто централизованной структуры управления сферой ЖКХ, в настоящее время существует смешанная система, сочетающая в себе как признаки командно-административной системы, так управление данной сферой на принципах хозяйственного расчета.
Министерство сохраняет функции по регулированию размера квартирной платы и иных тарифов на коммунальные услуги и является органом управления данной сферой, функционируя в виде органа государственного управления.
Однако уже областные структуры управления ЖКХ функционируют в форме государственных предприятий управления жилищным хозяйством (ГПУЖХ). Нижним звеном в структуре управления ЖКХ РБ являются городские предприятия жилищного хозяйства, которые функционируют также в виде самостоятельных юридических лиц, имеющих обособленный баланс, и которые непосредственно занимаются предоставлением жилищно-
коммунальные услуг населению.
В состав коммунального хозяйства входят:
• санитарно-технические предприятия: водопровод, канализация, санитарная очистка;
• внутригородской электрический транспорт: трамвай, троллейбус, метро;
• предприятия коммунального обслуживания: бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы;
• предприятия коммунальной энергетики: электрические, газовые и тепловые сети;
• внешнегородское благоустройство: дорожно-мостовое хозяйство, уличное освещение, озеленение;
• подсобные промышленные и ремонтные предприятия, обслуживающие нужды коммунального хозяйства. Особенности хозрасчета и финансов коммунальных предприятий обусловлены своеобразием хозяйственной деятельности этих предприятий.
Жилищное хозяйство - важнейшая отрасль народного хозяйства, созданная для удовлетворения, одной из жизненно необходимых потребностей существования человека - в жилище. Основой жилищного хозяйства нашей страны является государственный и местный жилищный фонд. Большая часть жилищного хозяйства находится в ведении городов и рабочих поселков. Часть жилищного хозяйства находится в ведении промышленных предприятий, совхозов, транспортных и строительных организаций - так называемый ведомственный жилой фонд.