Направления совершенствования по формированию финансовых ресурсов
Ключевым вопросом жилищно-коммунальной отрасли является финансирование, которое определяет возможности сохранения жилого фонда страны и его эксплуатацию.
Главным отличием жилищно-коммунального хозяйства большинства зарубежных стран от ЖКХ Республики Беларусь заключается в том, что существенная доля жилого и нежилого фондов находится в частной собственности физических и юридических лиц. У нас же еще сохраняется количественный перевес доли государственной собственности. Эта особенность и обуславливает иные принципы организации обслуживания жилого и нежилого фондов у нас и за рубежом.
В зарубежных странах основную нагрузку по оплате жилья несут квартиросъемщики или его собственники. Их платежи полностью покрывают все расходы по содержанию и обслуживанию жилья.
В отличие от Беларуси, где система ЖКХ представлена централизованной структурой государственных предприятий и объединений в развитых странах основным звеном по обслуживанию, ремонту и уборке жилого фонда и придворовых территорий является система смотрителей, которых собственник нанимает для этих целей. Обычно смотритель обслуживает один дом и прилегающую к нему территорию.
В принципе для малообеспеченной категории граждан за рубежом предусмотрено так называемое социальное жилье, которое находится в коммунальной собственности или какой-либо благотворительной организации. Также практикуются социальные дотации из муниципального фонда города на частичное или полное покрытие расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
В Республике Беларусь доля жилого и нежилого фондов, находящихся в частной собственности постоянно возрастает. В связи с этим парламентом республики принят в 1998 году Закон о совместных домовладениях. Так, в настоящий момент в г. Лида уже создано три кондоминиума во вновь построенных домах.
Специфика работы предприятия жилищно-коммунального хозяйства города заключается в том, что оно в своей производственно-хозяйственной деятельности руководствуются системой твердых ставок и тарифов за предоставляемые ими работы и услуги. Право самостоятельно регулировать и изменять их величину принадлежит исключительно государству. В связи с этим основными путями повышения экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных предприятий, в общем случае, могут являться проведение мероприятий по:
. Снижению себестоимости работ и оказываемых услуг.
. Повышение производительности труда.
. Экономия материальных ресурсов вследствие внеплановых ремонтов и иных работ, связанных с техническим обслуживанием жилого и нежилого фонда. В первую очередь экономия материальных и трудовых ресурсов предприятия понимается в предотвращении порчи жилого фонда и объектов в придворовых территориях жильцами. Реализация данного направления требует принятия правовых норм, которые бы накладывали определенную материальную ответственность на пользователей жилого фонда.
. Организационно-административные мероприятия по своевременной ликвидации задолженности по квартирной плате и иным платежам.
. Дополнительные источники доходов, такие как:
активная работа с финансовыми инструментами, такими как: банковские депозиты, векселя;