Поиск оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения
Основная задача налоговой системы - обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. Разрешить коллизию этих двух главных целей всегда трудно. Тем не менее, в мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношению к темпам роста производства, инвестиций и экспорта. Конкретно они выражаются в стандартном для разных стран минимуме и составе применяемых налогов и сборов, определенном их соотношении и методах взимания каждого из основных налогов.
При этом построение применяемых в развитых странах налоговых систем исходит из четкого признания того факта, что в конечном итоге все налоги (и прямые, и косвенные) фактически платят не организации, перечисляющие эти налоги в бюджет, а население страны, потребляющее производимые и импортируемые товары. У нас, как правило, этот факт игнорируется. Считается, что с физических лиц (населения) взимается только подоходный налог и частично налог на недвижимость, тогда как основное бремя налоговой нагрузки ложится на реальный сектор экономики, который ежемесячно перечисляет в бюджет налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, отчисления на социальное страхование, экологический налог и все остальные сборы, взимаемые с выручки от реализации продукции. Отсюда и фактическая бесполезность постоянного торга между правительственными структурами, испытывающими недостаток бюджетных средств, и субъектами хозяйствования.
В действительности практически все налоги включаются организациями в цену производимых товаров и услуг, и соответственно фактически их платит население страны, потребляющее их. Именно этим определяется влияние налогов на экономику (через динамику потребительского спроса), и именно из этого следует исходить при выборе оптимальной налоговой системы. Сам факт широкого вовлечения организаций в процесс налогообложения связан с тем, что прямо с текущих доходов населения (заработная плата, доходы от собственности и предпринимательской деятельности) собрать налоги всегда трудно, учитывая численность и подвижность населения. Поэтому в организациях, численность которых всегда меньше, помимо уплаты прямых налогов с получаемой прибыли и текущих доходов, возлагается обязанность перечисления в бюджет косвенных налогов, включаемых в цены производимых товаров и услуг и взимаемых фактически с доходов населения, но опосредованно, через потребительские расходы при покупках товаров и услуг. Косвенные налоги, поскольку они распространяются на широкий круг товаров, работ и услуг, всегда более доходны и легко собираемы, но именно такие налоги оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику. Поэтому в развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%. Напротив, в “налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение (от 50 до 70% доходов бюджета)”.
Примерно такая же ситуация сложилась и у нас. И по объемам поступлений, и по количеству наибольший удельный вес имеют именно косвенные налоги. Причем в их состав, помимо общепринятых налога на добавленную стоимость и акцизов, включено множество мелких сборов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг. Действующая система насчитывает около 14 таких платежей. На их долю приходится более 22% доходов бюджета и около 10% общей налоговой нагрузки на экономику. Именно такие сборы, к которым, в частности, относятся отчисления в инновационные фонды, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, жилищно-инвестиционные фонды и т.д., оказывают наиболее существенное и неоправданное давление на цены, вымывают оборотные средства организаций и подрывают их конкурентоспособность.
Проведем анализ состава текущих налоговых доходов консолидированного бюджета в Республике Беларусь за 2009-2011 года. Результаты анализа оформим в виде табл. 1.1.
Таким образом, из таблицы видно, что за 2009-2011 года доля текущих налоговых доходов в процентах в валовому внутреннему продукту снизилась с 26% в 2009 году до 23,01% в 2010 году. На 2011 год размер текущих налоговых доходов запланирован в размере 23,11% к валовому внутреннему продукту.
Таблица 1.1 − Уровень налоговой нагрузки по текущим налоговым доходам, поступающим в консолидированный
бюджет Республики Беларусь за 2009-2011 гг.
Текущие налоговые доходы |
За 2009 г. |
За 2010 г. |
Прогноз на 2011 г. | |||
В % к ВВП |
Удельный вес, % |
В % к ВВП |
Удельный вес, % |
В % к ВВП |
Удельный вес, % | |
1. Прямые налоги на доходы и прибыль, всего |
6,59 |
25,3 |
6,24 |
27,1 |
6,74 |
29,2 |
в том числе | ||||||
Подоходный налог |
2,85 |
11,0 |
2,81 |
12,2 |
2,98 |
12,9 |
Налог на прибыль |
2,6 |
10,0 |
2,43 |
10,6 |
2,86 |
12,4 |
Налог на доходы |
0,48 |
1,8 |
0,45 |
2,0 |
0,44 |
1,9 |
Прочие налоги |
0,66 |
2,5 |
0,55 |
2,4 |
0,46 | |
2. Налоги на собственность |
2,03 |
7,8 |
1,68 |
7,3 |
1,46 |
6,3 |
3. Налоги, взимаемы с заработной платы (чрезвычайный налог) |
0,76 |
2,9 |
0,77 |
3,3 |
0,61 |
2,6 |
4. Внутренние налоги на товары и услуги, всего |
13,48 |
51,8 |
11,47 |
49,8 |
11,15 |
48,2 |
В том числе: | ||||||
НДС |
8,06 |
31,0 |
6,99 |
30,4 |
7,72 |
33,4 |
Налог с продаж |
1,32 |
5,1 |
0,99 |
4,3 |
0,43 |
1,9 |
Акцизы |
2,33 |
9,0 |
2,21 |
9,6 |
2,05 |
8,9 |
Прочие налоги |
1,77 |
6,8 |
1,28 |
5,6 |
0,95 |
4,1 |
5. Прочие налоговые платежи |
0,47 |
1,8 |
0,33 |
1,4 |
0,76 |
3,3 |
6. Доходы от внешней торговли и внешнеэконом. операций |
2,66 |
10,2 |
2,53 |
11,0 |
2,39 |
10,3 |
Итого |
26 |
100,0 |
23,01 |
100,0 |
23,11 |
100,0 |
1 2