Поиск оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения

Основная задача налоговой системы - обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. Разрешить коллизию этих двух главных целей всегда трудно. Тем не менее, в мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношению к темпам роста производства, инвестиций и экспорта. Конкретно они выражаются в стандартном для разных стран минимуме и составе применяемых налогов и сборов, определенном их соотношении и методах взимания каждого из основных налогов.

При этом построение применяемых в развитых странах налоговых систем исходит из четкого признания того факта, что в конечном итоге все налоги (и прямые, и косвенные) фактически платят не организации, перечисляющие эти налоги в бюджет, а население страны, потребляющее производимые и импортируемые товары. У нас, как правило, этот факт игнорируется. Считается, что с физических лиц (населения) взимается только подоходный налог и частично налог на недвижимость, тогда как основное бремя налоговой нагрузки ложится на реальный сектор экономики, который ежемесячно перечисляет в бюджет налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, отчисления на социальное страхование, экологический налог и все остальные сборы, взимаемые с выручки от реализации продукции. Отсюда и фактическая бесполезность постоянного торга между правительственными структурами, испытывающими недостаток бюджетных средств, и субъектами хозяйствования.

В действительности практически все налоги включаются организациями в цену производимых товаров и услуг, и соответственно фактически их платит население страны, потребляющее их. Именно этим определяется влияние налогов на экономику (через динамику потребительского спроса), и именно из этого следует исходить при выборе оптимальной налоговой системы. Сам факт широкого вовлечения организаций в процесс налогообложения связан с тем, что прямо с текущих доходов населения (заработная плата, доходы от собственности и предпринимательской деятельности) собрать налоги всегда трудно, учитывая численность и подвижность населения. Поэтому в организациях, численность которых всегда меньше, помимо уплаты прямых налогов с получаемой прибыли и текущих доходов, возлагается обязанность перечисления в бюджет косвенных налогов, включаемых в цены производимых товаров и услуг и взимаемых фактически с доходов населения, но опосредованно, через потребительские расходы при покупках товаров и услуг. Косвенные налоги, поскольку они распространяются на широкий круг товаров, работ и услуг, всегда более доходны и легко собираемы, но именно такие налоги оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику. Поэтому в развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%. Напротив, в “налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение (от 50 до 70% доходов бюджета)”.

Примерно такая же ситуация сложилась и у нас. И по объемам поступлений, и по количеству наибольший удельный вес имеют именно косвенные налоги. Причем в их состав, помимо общепринятых налога на добавленную стоимость и акцизов, включено множество мелких сборов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг. Действующая система насчитывает около 14 таких платежей. На их долю приходится более 22% доходов бюджета и около 10% общей налоговой нагрузки на экономику. Именно такие сборы, к которым, в частности, относятся отчисления в инновационные фонды, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, жилищно-инвестиционные фонды и т.д., оказывают наиболее существенное и неоправданное давление на цены, вымывают оборотные средства организаций и подрывают их конкурентоспособность.

Проведем анализ состава текущих налоговых доходов консолидированного бюджета в Республике Беларусь за 2009-2011 года. Результаты анализа оформим в виде табл. 1.1.

Таким образом, из таблицы видно, что за 2009-2011 года доля текущих налоговых доходов в процентах в валовому внутреннему продукту снизилась с 26% в 2009 году до 23,01% в 2010 году. На 2011 год размер текущих налоговых доходов запланирован в размере 23,11% к валовому внутреннему продукту.

Таблица 1.1 − Уровень налоговой нагрузки по текущим налоговым доходам, поступающим в консолидированный

бюджет Республики Беларусь за 2009-2011 гг.

Текущие налоговые доходы

За 2009 г.

За 2010 г.

Прогноз на 2011 г.

В % к ВВП

Удельный вес, %

В % к ВВП

Удельный вес, %

В % к ВВП

Удельный вес, %

1. Прямые налоги на доходы и прибыль, всего

6,59

25,3

6,24

27,1

6,74

29,2

в том числе

Подоходный налог

2,85

11,0

2,81

12,2

2,98

12,9

Налог на прибыль

2,6

10,0

2,43

10,6

2,86

12,4

Налог на доходы

0,48

1,8

0,45

2,0

0,44

1,9

Прочие налоги

0,66

2,5

0,55

2,4

0,46

2. Налоги на собственность

2,03

7,8

1,68

7,3

1,46

6,3

3. Налоги, взимаемы с заработной платы (чрезвычайный налог)

0,76

2,9

0,77

3,3

0,61

2,6

4. Внутренние налоги на товары и услуги, всего

13,48

51,8

11,47

49,8

11,15

48,2

В том числе:

НДС

8,06

31,0

6,99

30,4

7,72

33,4

Налог с продаж

1,32

5,1

0,99

4,3

0,43

1,9

Акцизы

2,33

9,0

2,21

9,6

2,05

8,9

Прочие налоги

1,77

6,8

1,28

5,6

0,95

4,1

5. Прочие налоговые платежи

0,47

1,8

0,33

1,4

0,76

3,3

6. Доходы от внешней торговли и внешнеэконом. операций

2,66

10,2

2,53

11,0

2,39

10,3

Итого

26

100,0

23,01

100,0

23,11

100,0

Перейти на страницу:
1 2