Поиск оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения

Источник: собственная разработка на основе данных

Это снижение связано в первую очередь со снижением удельного веса внутренних налогов на товары и услуги (косвенных налогов) с 13,48% в 2009 году до 11,47% в 2010 году и запланировано их дальнейшее снижение на 2011 год до 11,15%. В первую очередь за счет снижения налога на добавленную стоимость с 8,06% в 2009 году до 6,99% в 2010 году, налога с продаж с 1,32% в 2009 году до 0,99% в 2010 году.

Из табл. 1.1 видно, что размер прямых налогов в процентах к валовому внутреннему продукту в 2009 и 2010 годах почти не изменился, а на 2011 год величина прямых налогов запланирована в размере 6,74%.

Произошли изменения в общей структуре налоговых поступлений. Так если в 2009 году доля прямых налогов составила 25,3% от суммы всех налоговых поступлений, то в 2010 году их доля увеличилась до 27,1%, и на 2011 год запланировано дальнейшее увеличение доли прямых налогов до 29,2%. В общей сумме текущих налоговых доходах консолидированного бюджета наметилась тенденция снижения доли косвенных налогов с 51,8% в 2009 году до 49,8% в 2010 году и запланировано дальнейшее снижение их доли до 48,2% от общей суммы текущих налоговых поступлений.

Таким образом, за 2009-2011 года реформы налоговой системы позволили реально сократить общую налоговую нагрузку по текущим налоговым доходом по сравнению с 2009 годам почти на 3% к валовому внутреннему продукту. Кроме того, происходит смещение структуры налогообложения в пользу прямых налогов и снижения доли косвенного налогообложения. Но, не смотря на это, уровень косвенных налогов остается по-прежнему достаточно высоким. Поэтому дальнейшие направления налоговых реформ вырисовываются достаточно ясно. Их основным содержанием должна стать постепенная отмена многочисленных сборов в бюджетные фонды, взимаемых с выручки от реализации продукции. Тем не менее, на практике и даже в ходе проработки проекта Налогового кодекса этот вопрос решается крайне сложно. С позиции фискальных интересов сохранение в действующей налоговой системе различных оборотных платежей связано в основном с их высокой доходностью по сравнению с налогами, взимаемыми не со всего оборота, а только с реально полученных доходов и прибылей. Но наиболее сильную защиту оборотные налоги и сборы имеют со стороны тех министерств и ведомств, которые являются распорядителями и пользователями поступающих таких доходов. Даже отраслевые промышленные министерства и концерны, постоянно ратуя за снижение налогового пресса, в то же время не только отстаивают сохранение отчислений во внебюджетные инновационные фонды, но и вносят предложения по увеличению их ставок. В результате все усилия по реформированию налоговой системы сводятся к выбиванию индивидуальных налоговых льгот и решениям по отсрочке и реструктуризации задолженности организаций перед бюджетом. Таким образом, неоправданное давление налогов на цены и доходы населения сохраняется, а кратковременные эффекты от предоставления налоговых льгот в конечном итоге только расширяют круг фактически убыточных и низкорентабельных организаций. При этом объемы, структура и динамика бюджетных доходов не улучшаются.

Россия, которая еще два года назад отменила такие платежи, проводит реформы основных налогов исходя из принципа снижения ставок при одновременной отмене всех не связанных с моделями их построения льгот. Данный подход как раз и отражает общепринятый в мировой практике механизм снижения налоговой нагрузки, когда в качестве мер такого снижения применяется либо отмена (сокращение количества) применяемых налогов и сборов, либо снижение их ставок. Но при этом одновременно предпринимаются меры по расширению налоговой базы остающихся налогов и сборов, что обеспечивает реальное увеличение текущих доходов бюджета. Только в этом случае снижается налоговая нагрузка, и одновременно сохраняются необходимые бюджетные поступления. Причем общеизвестно, что расширение налоговой базы значительно доходнее для бюджета по сравнению с введением новых налогов и повышением их ставок.

Перейти на страницу:
1 2