Анализ финансовых результатов ООО «Дальстрой»
От осуществления всех видов деятельности в конце анализируемого периода 2009 года предприятие получило прибыль в размере 878 тыс. р., что на 204 тыс. р. больше показателя 2008 года, составившей 674 тыс. р. Если сравнить 2007 и 2008 гг., прибыль стала меньше на 973 тыс. р., на снижение прибыли повлияло увеличение управленческих, коммерческих и прочих расходов.
Налоговые платежи в конце анализируемого периода занимали 24,0 % к величине прибыли до налогообложения.
В анализируемом периоде предприятие получило чистую прибыль в размере 680 тыс. р., что на 168 тыс. р. больше показателя 2009 года, составившей 512 тыс. р.
Если сравнить 2008 и 2009 гг., чистая прибыль стала меньше на 888 тыс. р., что является отрицательным явлением для предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает состояние эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:
- долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;
предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;
расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результаты.
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие [21].
К основным показателям рентабельности относятся следующие:
рентабельность продаж Rп демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рост рентабельности продаж в целом оценивается положительно даже при снижении абсолютных значений прибыли, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки от продажи. Рассчитывается по формуле:
Rп = ЧП / ВП * 100 %, (2.1)
где Rп - рентабельность продаж;
ЧП - чистая прибыль;
ВП - валовая прибыль.
Rп2005
= 657/1014 = 64,8 %,
Rп2006
= 900/1602 = 56,2 %,
Rп2007
= 1400/2616 = 53,5 %,
Rп2008
= 512/3297 = 15,5 %,
Rп2009
= 680/4786 = 14,3 %,
рентабельность основной деятельности Ro.д характеризует эффективность основной производственной деятельности предприятия. Расходы на производство и сбыт определяются суммированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, управленческих и коммерческих расходов.
(2.2)
где Ro.д - рентабельность основной деятельности;
Ппр - прибыль от продаж;
СС - себестоимость;
Кр - коммерческие расходы;
Ур - управленческие расходы.