Анализ финансовых результатов ООО «Дальстрой»
Динамику рентабельности на данном предприятии можно увидеть на рисунке 2.4. Оценку эффективности управления основной деятельностью предприятия с точки зрения извлечения прибыли дает показатель рентабельности, рассчитываемый по результатам от основной деятельности [22].
Рентабельность продаж на 2009 год составила 14,3 %, что на 50,5 % ниже показателя рентабельности продаж 2005 года (64,8 %). Снижение рентабельности продаж в целом оценивается отрицательно, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии неблагоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста выручки превышают темпы роста прибыли от продажи.
Рентабельность совокупных активов в 2009 году уменьшилась на 69,9 %, чем в 2005 году (119,26 %), что демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем чистой прибыли по отношению к ее совокупным активам. Рентабельность всего капитала (фактического) предприятия (определяющая эффективность вложений средств собственников и эффективность использования внеоборотных активов) изменилась от 41,7 % в 2005 году, до 14,0 % в 2009 году, что свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов предприятия.
Рентабельность основной деятельности характеризует эффективность основной производственной деятельности предприятия, в 2009 году стала меньше на 9,1 %, чем в 2005 году (10,63 %). Расходы на производство и сбыт сильно выросли, а прибыль от продаж упала, что повлияло на уменьшение рентабельности основной деятельности.
Рисунок 2.4 - Динамика показателей рентабельности ООО «Дальстрой»
Сопоставление динамики рентабельности всех операций (по чистой прибыли) и оборачиваемости активов показывает рост этих показателей в 2009 году и спад последних за анализируемый период, что свидетельствует об отрицательных изменениях в финансовом состоянии предприятия. Оценку эффективности управления основной деятельностью предприятия с точки зрения извлечении прибыли дает показатель рентабельности, рассчитываемый по результатам от основной деятельности [25].
Рентабельность продаж на 2009 год составила 14,3 %, что на 39,2 % ниже показателя рентабельности продаж 2007 года (53,5 %). Снижение рентабельности продаж в целом оценивается отрицательно, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии неблагоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста выручки превышают темпы роста прибыли от продажи.
Анализируя показатели рентабельности за различные периоды деятельности предприятия, необходимо принимать во внимание особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов: снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предприятие переходит на новые перспективные технологии или виды продукции, управленческие решения, приносящие высокую норму рентабельности, связаны с высоким риском. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансового рычага - чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие [29].