Механизм исчисления и взимания единого налога в упрощенной системе налогообложения
Выбирая данный объект налогообложения, нужно просчитать все имеющиеся у налогоплательщика расходы, оценить их размер и заглянуть немного вперед, попытаться спрогнозировать объем затрат, которые предстоят в будущем.
Надо проанализировать все расходы, выявить и оценить количество «сомнительных», чтобы потом не сталкиваться со сложностями в их признании в спорах с налоговиками.
Какие расходы можно оценить как «сомнительные»?
. Расходы по договору аутсорсинга (аренда персонала).
Налоговая инспекция при проверках считает, что подобные расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базу по единому налогу. Свои выводы они обосновывают так, что напрямую в статье 346.16 Налогового Кодекса Российской Федерации данные расходы не поименованы. А раз организация не заключает какие-либо договоры (трудовые, коллективные или гражданско-правовые) с указанными работниками, то отнести данные расходы на оплату труда по подпункту 6, пункта 1 и пункта 2, статьи 346.16 Налогового Кодекса Российской Федерации нельзя.
. Расходы на ведение кадрового учета.
Не в каждой организации есть отдел кадров. Поручить вести кадровые вопросы сторонней организации возможно, но принять в расходы данные затраты не получится по подпункту 6, пункта 1 и пункта 2, статьи 346.16 Налогового Кодекса Российской Федерации.
. Расходы на подписку периодических изданий.
Очень спорный расход. Контролирующие органы не позволяют учесть такие расходы, как расходы на основные средства. Эти доводы спорные и налогоплательщик может обратиться в суд.
И это далеко не весь перечень «спорных» расходов.
Если организация выбрала объект «доходы минус расходы», нужно не забыть еще про один маленький нюанс - минимальный налог.
Налоговой базой для целей исчисления минимального налога являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации. При этом сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы по абзацу 2, пункта 6, статьи 346.18 Налогового Кодекса Российской Федерации. Он уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога по абзацу 3, пункта 6, статьи 346.18 Налогового Кодекса Российской Федерации. И даже если после вычета из налоговой базы суммы затрат, отнесенных на расходы, а также суммы убытков (при их наличии), полученных в предыдущих периодах по пункту 7, статьи 346.18 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщик «уйдет в ноль или минус», он все равно должен будет заплатить минимальный налог. Уплачивается он за налоговый период, по итогам календарного года по абзацу 2, пункта 6, статьи 346.18 Налогового Кодекса Российской Федерации, поэтому при расчете авансовых платежей рассчитывать его не нужно.
Соответственно, можно сделать вывод, что налогоплательщикам, чьи расходы "съедают" большую часть выручки, целесообразно применять второй вариант. Если же расходная часть невелика, то оптимально выбрать 6-процентную УСН. Однако нередко ситуация на предприятии может измениться, либо приходится признать тот факт, что фирма изначально "промахнулась" с выбором объекта налогообложения, неверно спланировав свою деятельность. В этом случае у "упрощенцев" имеется право сменить объект, которое, впрочем, имеет свои ограничения. Так, его получают лишь те фирмы, которые "оттрубили" на УСН не менее трех лет. "Старички" вольны переходить с 15-процентной на 6-процентную "упрощенку" или обратно ежегодно (письмо Минфина от 4 декабря 2006 г. N 03-11-02/263).
Очевидно, что при смене объекта налогообложения меняется и порядок исчисления налоговой базы, ко всему прочему отягощенный проблемами учета "переходных" доходов и расходов. Тем не менее, что касается доходов, то их отражение, как правило, не вызывает никаких вопросов, поскольку независимо от объекта налогообложения они признаются по кассовому методу. Таким образом, все доходы, фактически полученные до даты перехода, входят в налоговую базу периода применения "оставленного" типа "упрощенки". Соответственно, все доходы, фактически полученные после смены процентной ставки, учитываются при расчете налога в периоде вновь выбранного вида упрощенной системы налогообложения.
Несколько сложнее обстоит дело с расходами.
Согласно пункту 4 статьи 346.17 Налогового Кодекса Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января этого года, расходы, относящиеся к периоду применения "доходной" упрощенной системы налогообложения, при исчислении налоговой базы после перехода к 15% "упрощенке" не учитываются.
Но в законе не уточняется, что подразумевается под "расходами, относящимися к периоду".
В письме от 22 апреля 2008 года N 03-11-04/2/75 специалисты Министерства Финансов Российской Федерации пояснили, что "в отношении затрат в виде заработной платы и взносов на обязательное пенсионное страхование". Если эти расходы начислены до смены объекта налогообложения, но выплачены после, то при определении налоговой базы в рамках "доходно-расходной" упрощенной системы налогообложения они уже не учитываются. Так Министерство Финансов фактически пренебрегло тем обстоятельством, что по общему правилу затраты "упрощенца" признаются расходами в налоговом учете только по факту их оплаты. В некоторых случаях для их отражения даже соблюдения одного этого условия мало. Так, к примеру, сырье должно быть и списано в производство, и оплачено. А стоимость покупных товаров уменьшает налоговую базу при "доходно-расходной" упрощенной системы налогообложения только при одновременном выполнении трех требований: оплате товара поставщику, продаже товара покупателю и оплате товара покупателем. Если и в отношении подобных затрат Минфин будет придерживаться мнения, высказанного в упомянутом письме, то "упрощенцу", планирующему переход на 15% упрощенную систему налогообложения, не остается иного выхода, как постараться выполнить все условия до смены объекта. В противном случае ставка налога возрастет, а "расходы" повиснут в воздухе.