Сравнительная характеристика активов и пассивов, принимаемых к расчету
Из принципа, положенного в основу расчета, и из представленных данных видно, что чем больше величина активов, принимаемых в расчет, тем больше и величина чистых активов. И в то же время - чем больше величина пассивов, принимаемых в расчет, тем меньше величина чистых активов. Иначе говоря, чистые активы - это в значительной мере результат политики привлечения заемного капитала.
В формализованном виде чистые активы как результативный показатель в зависимости от факторов, вызывающих его изменение, можно представить в виде аддитивной модели:
ЧА = АПР - ППР,
где: ЧА - это чистые активы;
АПР - активы, принимаемые в расчет;
ППР - пассивы, принимаемые в расчет.
Пользуясь правилами детерминации, можно удлинить (расширить) эту модель: представить активы и пассивы, принимаемые в расчет, в разрезе балансовых статей в виде алгебраической суммы факторов. По существу, это уже выполнено в таблице 1. Влияние факторов можно определить с помощью традиционных приемов экономического анализа.
Главная задача не в том, чтобы определить количественное влияние факторов (хотя, безусловно, это важно), а в том, чтобы использовать результаты анализа для работы в режиме предупреждения нежелательных ситуаций, а не для исправления их последствий. Для этого прежде всего необходимо использование положений Гражданского кодекса Российской Федерации. В пункте 4 статьи 99 "Уставный капитал акционерного общества" ГК РФ указывается, что, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. По существу, то же самое, но более детально, представлено в пунктах 4 и 5 статьи 35 "Фонды и чистые активы общества" Федерального закона РФ "Об акционерных обществах". Новая редакция федерального закона, вступившая в действие 1 января 2002 г., оставила содержание этих пунктов без изменения. Речь идет о том, что, в случае если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если же по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанного в статье 26 Федерального закона, общество обязано принять решение о своей ликвидации. При этом нужно учитывать, что более жесткое ограничение представлено в вышеупомянутой статье 35 в пункте 6. Он предусматривает, что если решение об уменьшении уставного капитала общества или ликвидации общества не было принято, то его акционеры, кредиторы, а также органы, уполномоченные государством, вправе требовать ликвидации общества в судебном порядке. Последняя редакция федерального закона сделала статью 35 более прозрачной за счет конкретизации пункта 6, указав инициаторов ликвидации. Это орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом. Однако здесь, как и в прежней редакции закона, не прописан сам механизм ликвидации и отсутствует ссылка на иной нормативный акт.