Оценка рыночной стоимости одной обыкновенной акции ОАО Ростовский хлебозавод №1
Вместе с тем рыночный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике. Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.
Во-вторых, рыночный подход возможен только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу похожих фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.
В-третьих, оценщик должен делать корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.
Таким образом, возможность применения рыночного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку рыночный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.
В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки рыночный подход предполагает использование трех основных методов:
• Метод компании-аналога.
• Метод сделок.
• Метод отраслевых коэффициентов.
Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, основным элементом базы сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа.
Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками.
В данном отчете применен метод рынка капитала.
Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия рыночным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой акций и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемого предприятия, получим стоимость акций оцениваемого предприятия.
Последовательность этапов при методе рынка капитала описана ниже.
Выбор сопоставимых предприятий.
В качестве объектов аналогов были выбраны предприятия пищевой промышленности, акции которых котируются на торговых площадках РФ: ММВБ, РТС, РТС - board. Основным критерием сравнения предприятий является отраслевая принадлежность и сходный ассортимент выпускаемой продукции. Были выбраны те предприятия, по которым имеется информация о ценах сделок с акциями на дату, наиболее приближенную к дате оценки. Для поиска аналогов использовалась система СКРИН (www.skrin.ru), предоставляющая возможность в качестве критериев поиска задать отрасли по ОКВЭД и наличие ценных бумаг в списках торговых площадок.