Перспективы транспортного налогообложения в России
Рассылка налоговых уведомлений и платежных документов не вызывает особых сложностей. Исключение составляют случаи, когда плательщик транспортного налога проживает за пределами территории, обслуживаемой налоговым органом. Сведения об изменении адреса таких плательщиков попадают в налоговый орган только при возврате почтового отправления с отметкой о выбытии. Учитывая, что одно почтовое отправление с уведомлением об исчисленном налоге и платежным документом для оплаты обходится примерно в 18 руб., взыскание суммы налога, меньшей указанной, уже становится экономически невыгодным.
Если налогоплательщик в установленный срок не отреагировал на налоговое уведомление, налоговый орган обязан направить ему требование об уплате недоимки, причем в обязательном порядке заказным письмом с уведомлением о вручении (его стоимость составляет уже 37 руб.). При невыполнении данного порядка направления требования судебное разрешение вопроса об урегулировании задолженности становится невозможным.
Если в указанный в требовании срок налог не уплачен, налоговый орган направляет заявление о взыскании транспортного налога мировому суду в порядке приказного производства. Подразумевается, что приказное производство - это упрощенная процедура судебного разрешения спора, однако на деле по объему предъявляемого суду пакета документов оно мало чем отличается от искового производства. Более того, уже на данном этапе суд требует предъявления документов, подтверждающих право собственности физического лица на объекты недвижимости, транспортные средства, несмотря на то, что налоговый орган формирует базу данных для исчисления налогов не по правоустанавливающим документам, а всего лишь по сведениям о них, поступившим от иных уполномоченных органов.
В то же время представление вместе с заявлением полного пакета документов еще не гарантирует урегулирования задолженности. Так, если после вынесения судебного приказа о взыскании с физического лица не уплаченного своевременно налога налогоплательщик на основании ст. 128 ГПК РФ представит возражения относительно его исполнения (даже не уточняя их), судебный приказ отменяется. Как показывает анализ отмененных судебных приказов, в подавляющем большинстве случаев (98%) отсутствовали причина для возражений и, следовательно, необходимость во взыскании налога в порядке искового производства. Для справки: почтовые расходы налогового органа и мирового суда при вынесении судебного приказа составят 88 руб., а в случае его последующей отмены - 160 руб.
Взыскание недоимки по налогу в порядке искового производства является еще более затратным (причем и для налогоплательщика тоже), так как предусматривает направление суду более детального пакета документов, направление сторонам, участвующим в деле, определения о времени и месте рассмотрения иска, а также решения по делу. Только почтовые расходы, без учета затрат на подготовку искового заявления и решения, оцениваются в пределах от 119 до 159 руб. в зависимости от статуса почтового отправления. Если же учитывать последующее направление решения о взыскании налога на исполнение службе судебных приставов, тогда почтовые расходы возрастут до 277 - 398 руб. Напомним, что суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога в большинстве случаев значительно меньше приведенных сумм.
Видится несколько возможных направлений решения проблемы, которые потребуют не только внесения изменений в законодательство, но и актуализации информационных ресурсов и баз данных, содержащих сведения об объектах налогообложения и правообладателях (речь идет не столько о налоговых органах, сколько о других уполномоченных органах, отвечающих за формирование и ведение государственного реестра прав, государственного реестра объектов недвижимости, государственного земельного кадастра и т.д.).
Для решения этой проблемы к примеру в Краснодаре получила широкое распространение практика по разноске налоговых уведомлений органами территориального общественного самоуправления, квартальными и домовыми комитетами. Это оказало определенное положительное воздействие на объем налоговых поступлений. За ноябрь - декабрь 2008 г. это дало дополнительно 10,0 млн руб. поступлений по налогу на имущество физических лиц. Однако в создавшихся экономических условиях данных мер недостаточно.
С недоимщиками - юридическими лицами процесс взыскания налоговой задолженности практически отлажен. В случае образования задолженности налоговые органы приостанавливают операции по счетам в кредитных учреждениях, накладывают арест на имущество, предпринимают иные меры в соответствии с законодательством. А что касается взыскания задолженности с недоимщиков - физических лиц, то их количество несоизмеримо больше, и это затрудняет адресную работу с каждым из них.
Например, при общем размере долгов по налогам на 01.01.2009 в сумме 403,0 млн руб. больше половины - 219,5 млн руб. приходилось на недоимку по транспортному налогу, где доля задолженности физических лиц приближается к 98,0%.