Перспективы транспортного налогообложения в России
Как показывает практика некоторых регионов, самостоятельные усилия муниципальных образований в части разъяснения налогоплательщикам - физическим лицам необходимости своевременного внесения в бюджет налоговых платежей не имеют значительного действия прежде всего потому, что в соответствии с действующим налоговым законодательством налоговые платежи физическими лицами уплачиваются на основании уведомлений, направляемых налоговыми органами. В настоящее время в результате недостаточной согласованности в обмене информацией между Федеральной налоговой службой, ГИБДД и Федеральной миграционной службой адресная база плательщиков - физических лиц в инспекциях ФНС России требует значительной доработки. Как результат, часть налоговых уведомлений до налогоплательщиков не доходит.
Логичным выходом из этой ситуации было бы внесение в перечень документов, необходимых для прохождения государственного технического осмотра, квитанции об уплате транспортного налога, как это было с налогом с владельцев транспортных средств, однако законодательно урегулировать данный вопрос не удается уже на протяжении ряда лет. Вместе с тем введение такого порядка можно считать скорее полумерой, так как значительная доля эксплуатируемого автотранспорта - это новые автомобили. Для них срок прохождения государственного технического осмотра установлен один раз в три года, соответственно, и проконтролировать уплату транспортного налога удастся только по окончании этого периода. Необходимо дать полномочия сотрудникам ДПС ГИБДД контролировать уплату транспортного налога, внеся соответствующие изменения в ведомственные нормативные акты МВД РФ, аналогично порядку, действующему в настоящее время в отношении полисов ОСАГО.
На сегодняшний день существует обширный перечень администраторов доходов, относящихся к самым разным ведомствам, которые в той или иной мере участвуют в пополнении доходной базы бюджетов муниципальных образований. Работа по администрированию платежей в каждом из них осуществляется в соответствии с внутриведомственными указаниями и инструкциями. В условиях усложнившейся экономической ситуации необходимо на уровне Правительства РФ разработать единые для всех ведомств меры по увеличению доходной базы бюджетов. Эти меры необходимо реализовать как временную меру на ряд лет, до момента наступления стабилизации в экономике России.
Администрации города Москвы необходимо совместно с налоговыми органами, подразделениями службы судебных приставов и органами ГИБДД выработать комплекс мероприятий, направленных на мобилизацию доходов и скорейшее взыскание налоговой задолженности в бюджет. Материалы по всему объему задолженности по транспортному налогу передавать для взыскания в суд. После вынесения соответствующих решений направить материалы дел судебным приставам, которые на законных основаниях будут взыскивать задолженность за счет денежных средств и имущества, принадлежащих должнику.
Для получения максимального результата от работы судебных приставов администрация города внести предложения в органы ГИБДД Московской области об организации в Москве передвижных пунктов контроля, оборудованных техническими средствами, которые в момент приближения автомобиля к пункту контроля по изображению государственного регистрационного номера мгновенно определят, является ли владелец автомобиля должником по транспортному налогу. Также предложено для этой цели использовать систему распознавания автомобильных номеров "Поток", которой в настоящее время оснащены все контрольные посты ГИБДД города. На взгляд автора, было бы целесообразно откорректировать нормативно-правовую базу, чтобы внедрить это нововведение на всей территории России.
Ряд нововведений необходимо направить:
. На то, чтобы оказать содействие автовладельцам в погашении задолженности;
. Во всех пунктах прохождения технического осмотра и регистрации транспортных средств начать работу налоговых постов.
. В отношении каждого плательщика оперативно проводить проверку на предмет наличия задолженности и выдана квитанция для оплаты долга.
Итак, представляется целесообразным внесение поправок в ст. 128 ГПК РФ о подтверждении представляемых налогоплательщиком возражений на судебный приказ справкой об отсутствии задолженности перед бюджетом, полученной в налоговом органе не ранее даты вынесения судебного приказа. Это позволит не только сократить почтовые расходы, но и значительно разгрузить мировые суды и суды общей юрисдикции, так как количество отмененных приказов существенно сократится и, соответственно, отпадет необходимость разрешения спора в исковом производстве.
Можно предложить еще один вариант изменения действующего порядка взыскания налога. Например, в целях урегулирования задолженности по транспортному налогу ограничить возможность прохождения технического осмотра (и, следовательно, участия в дорожном движении) без уплаты налога.
Заключение
Таким образом, транспортный налог появился в России взамен отмененного дорожного налога. Дорожный налог платили только предприятия, а транспортный налог взимается с владельца конкретного транспортного средства - гражданина или организации. Он является основным источником финансирования строительства и ремонта автодорог.