Управление государственными финансами и бюджетные преобразования
За последние семь лет в России была разработана и начала реализовываться крупномасштабная бюджетная реформа. Ее целью являлось создание благоприятных условии для повышения качества бюджетных услуг, предоставляемых населению, обеспечение результативности бюджетных расходов, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, повышение ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса [12, c 57].
Сегодня уже можно видеть первые результаты и контуры формирующейся принципиально новой системы управления общественными финансами. Как отмечает в своей статье Алан Шик, финансовое управление является одним из элементов управления, гарантирующих укрепление государственности в России. Во время переходного периода финансовое управление, унаследованное Россией, кардинально изменилось. России пришлось с нуля создавать эффективную и справедливую налоговую систему. Необходимо было также внедрить основные элементы бюджетного планирования, распределять общественные ресурсы на основе ежегодных обсуждений и дискуссии, а не централизованного планирования. В России также существовала необходимость создания современного казначейства для кассового обслуживания федерального и субнациональных бюджетов, реформирования финансовых отношений между федерацией и регионами, равно как и повышения эффективности функционирования субъектов бюджетного сектора.
Реализация начавшихся в нашей стране реформ еще далека от завершения. Эффективное и ответственное управление общественными финансами требует постоянной модернизации.
Эти вопросы были рассмотрены на состоявшемся в Москве семинаре «Принципы и практика управления региональными и муниципальными финансами». В его работе приняли участие представители Министерства финансов Российской Федерации, других федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также представители российских аналитических и экспертных организаций.
На нем обсуждались проблемы модернизации управления общественными финансами, региональный опыт и перспективы реструктуризации бюджетного сектора, проблемы разграничения расходных обязательств, российские и зарубежные методологические материалы по вопросам управления общественными финансами, результаты, уроки и перспективы программ реформирования общественных финансов на региональном уровне [15, c 165].
Перед ними ставилась задача «Руководства по управлению государственными финансами» создать системный, поддающийся постоянному обновлению и развитию аналитический и методический документ, ориентированный на практические потребности сотрудников финансовых органов и финансово-экономических подразделений других органов исполнительной власти - «управляющих общественными финансами» всех уровней и привлекаемых ими внешних экспертов. Его формат изначально был определен как «самоучитель», излагающий в рамках единой концепции методологические основы и вытекающие из них практические рекомендации по ключевым вопросам управления региональными и муниципальными финансами.
1 2