Отчет и контроль за исполнением бюджета
Отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по структуре, которые применялись при утверждении соответствующего местного бюджета за отчетный финансовый год.
Отчеты об исполнении местных бюджетов вносятся местными исполнительными и распорядительными органами на рассмотрение соответствующих местных Советов депутатов в установленные ими сроки не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов производятся местными Советами депутатов в установленном порядке.
В соответствии с ч.3 ст.135 Конституции Республики Беларусь отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов подлежат опубликованию.
Контроль присутствует на всех стадиях бюджетного процесса. В частности, на стадии составления бюджета представительная власть контролирует выполнение исполни тельной властью предусмотренных Законом сроков представления материалов по проекту бюджета. Рассматривая в постоянных комиссиях и на сессии представленные исполнительной властью проекты бюджетов, представленная власть контролирует выполнение законов, касающихся доходов и расходов бюджета, и в первую очередь пакета законов о налогах, об образовании, здравоохранении, культуре, приоритетном развитии села и агропромышленного комплекса и др. Однако именно на стадии исполнения бюджетный контроль имеет наибольшее значение, так как именно в процессе исполнения бюджета реализуются установленные законом бюджетные показатели. В ходе исполнения бюджета проверяется качество бюджетного планирования в целом, выполнение государственными органами своих бюджетных полномочии. Вся работа по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета окажется бессмысленной, если в процессе исполнения не будет обеспечено выполнение закона о бюджете на конкретный финансовый год. Поэтому исполнение бюджетов всех уровней находится под постоянным контролем.
Разграничение полномочий между представительной и исполнительной властями обусловливает их участие в осуществлении контроля за исполнением бюджета. Первая принимает законы, наделяющие соответствующие контрольные органы полномочиями по осуществлению бюджетного контроля, контролирует деятельность органов исполнительной власти по исполнению бюджета. Так, Совет Министров периодически заслушивается на сессиях Парламента но вопросу о ходе исполнения бюджета за определенный период года.
Аналогично местная исполнительная власть отчитывается о своей работе по выполнению бюджетов.
Поскольку закон возлагает основную долю ответственности за исполнение бюджета на Министерство финансов и финансовые органы, последние наделены широкими полномочиями по осуществлению контроля. Министерство финансов осуществляет систематический контроль за: исполнением республиканского бюджета; соблюдением банками правил кассового исполнения республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов центральными органами управления и другими получателями государственных средств.
Это основные направления деятельности центрального финансового ведомства республики в области бюджетного контроля. Они конкретизируются в положениях об управлениях и отделах министерства, где обязательно в числе функций и задач содержится осуществление контроля.