Отчет и контроль за исполнением бюджета
Непосредственно исполнением бюджета занимаются финансовые органы. От их четкой работы в решающей мере зависит выполнение бюджета. Поэтому вышестоящие финансовые органы осуществляют контроль за работой нижестоящих финансовых органов. Это внутриведомственный контроль, но он имеет особенность, заключающуюся в том, что ревизии и проверки финорганов выходят за рамки ведомства, поскольку объектами проверок одновременно являются предприятия, организации, учреждения.
Возглавляет работу на этом участке Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов. Оно организует и проводит проверки работы областных и Минского городского финансовых управлений соответствующих налоговых органов по составлению и исполнению их бюджетов.
В обязательный перечень проверяемых вопросов входят: соблюдение действующего законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, соблюдение действующего порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.
Проверяется организация работы финансовых органов по контролю за выполнением доходной части бюджета, ее координация с налоговыми органами, кредитными учреждениями. Особое место занимает контроль за применением налоговыми органами предоставленных им прав в части применения финансовых санкции и административных штрафов к нарушителям налогового законодательства.
Итак, контроль за работой нижестоящих финансовых органов по исполнению бюджета не противоречит норме закона о самостоятельности бюджетов всех уровней. В данном случае речь идет о контроле как элементе управления. Бюджетная система Республики Беларусь состоит из более чем 1700 бюджетов, ее обслуживанием занимается около 200 финансовых органов. Их работа, как и работа любого другого органа, должна контролироваться и проверяться вышестоящими органами.
Таким образом, контроль за исполнением бюджета и работой местных финансовых органов и налоговых инспекций по обеспечению доходов бюджета, своевременному и эффективному финансированию расходов выходит за рамки внутриведомственного контроля. Работники финансовых и налоговых органов привлекаются к участию в комплексных ревизиях, которые проводятся не реже одного раза в три года. В перечне вопросов, подлежащих проверке, как правило, содержатся те, которые связаны с работой местных финансовых и налоговых органов.