Проблемы и перспективы развития лизинга в РФ
В Латинской Америке традиционно сильны позиции лизинговых компаний США. Американские компании планируют и дальше расширять там свое присутствие. А вот для европейских лизингодателей, похоже, альтернативы российскому рынку просто нет. Важную роль играет и ментальная и территориальная близость России к Западной Европе, и позитивный опыт работы европейских лизингодателей в странах Восточной Европы.
Дополнительную привлекательность российскому; лизинговому рынку в глазах иностранных инвесторов обеспечивают благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге, крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес, а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Общий значительный рост притока иностранных инвестиций в Россию с 2009 г. также создает благоприятный фон для лизинговых инвестиций.
Наконец, еще один немаловажный фактор привлекательности российского рынка лизинга состоит в том, что этот рынок занял позицию регионального лидера на пространстве Восточной Европы и СНГ. Наличие одного сильного лидера характерно для лизинга в нескольких регионах мира. В Латинской Америке это Бразилия, в Африке - ЮАР, в Юго-Восточной Азии - Япония. Статус России в качестве регионального лидера означает для иностранных инвесторов то, что, выходя в Россию, они делают шаг в освоение не только российского рынка, но и всего региона СНГ и Восточной Европы.
Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга станет главной движущей силой роста этого рынка. Однако в настоящий момент еще нельзя утверждать, что иностранные инвесторы и зарубежные компании ориентируются в ситуации на российском рынке лизинга.
До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России довольно сдержанно: лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили».
Уже в 2009 г. основной тенденцией российского рынка лизинга стало появление значительного числа компаний с иностранным капиталом. На российский рынок вышли такие крупные компании, как австрийская «ФБ Лизинг», итальянская «Локат Лизинг Руссия» (при Uni Credit), нидерландские «ИНГ Лизинг» и «Транспорт Лиз», французская «Arval» (при BNP Paribas), латвийская «Парекс Лизинг», немецкая «ЦХГ Меридиан» и другие.
Недостатки отечественного лизингового рынка, заключающиеся в отсутствии на нем регулирующих органов, превращаются в достоинства для иностранных инвесторов: барьеры входа на рынок практически отсутствуют. «Пожалуй, единственным барьером на сегодня является невысокая ликвидность лизингового имущества. Многие компании, в том числе и зарубежные, приходят в первую очередь на рынки с наивысшей ликвидностью: транспортные средства, а также строительное оборудование в условиях строительного бума», - отмечает Альфия Гарифуллина.