Историческое развитие кредитных и лизинговых операций, ростовщичество
Согласно выводам, сделанным в двух предыдущих разделах данной работы, экономический смысл таких явлений как лизинг и кредит очень близок. Сущность этих явлений заключается в передаче одним субъектом экономических отношений определенных ценностей другому субъекту во временное пользование за плату. Подобные явления присутствует практически при любой системе общественных отношений, а различия в названиях определяются различным набором ограничений, накладываемым на распространение этих операций, на законодательном уровне, а так же уровнем развития экономической науки.
По мнению ученых “первые сделки по договору займа возникли на основе товарного обращения в период разложения первобытнообщинного строя первоначально в натуральной форме. Объектом кредита служили материальные ценности, товары” [15, 353]. Соответственно первые кредитные операции проводились при отсутствии средств платежа. Причем не существовало даже такого понятия как деньги. Экономических предпосылок необходимости кредитных операций, скорее всего не было. Поскольку понятия частная собственность при том общественном строе не существовало, можно предположить, что кредитные отношения выстраивались между отдельными племенами. Производство находилось в зачаточном состоянии, производственный цикл был очень коротким и большого объема свободных излишков не возникало. Из перечня товаров принимать участие в кредитных отношениях могли, скорее всего, только продукты питания. Учитывая тот факт, что первобытные племена жили, в основном, за счет охоты и собирательства, возможный недостаток пищи мог быть легко спрогнозирован с высокой степенью вероятности. Времени, после получения негативного прогноза, было более чем достаточно для поиска выхода из сложившейся ситуации. Неотложную недостачу в продуктах питания, которую бы племя не смогло обеспечить своими силами, могли вызвать только непредвиденные бедствия, такие как пожар, потоп, внезапное нападение противника. Следовательно, одно племя могло обратиться к другому за кредитом, только находясь в беспомощном состоянии. Племя, выдававшее займ, при условии сохранения динамики выработки продуктов питания собственными силами, не нуждалось в дополнительном вознаграждении за предоставленные ресурсы. Исходя из этого, можно сделать предположение, что основная часть займов в период разложения первобытнообщинного строя по своей сути представляли собой процесс обогащения, за счет других членов общества, воспользовавшись их временными трудностями. Все это может с негативной точки зрения характеризовать морально-нравственный уровень развития человечества в тот период развития и возможно именно тогда зародились первые негативные ассоциации кредита с ростовщичеством.
С течением времени в различных районах мира произошло разрушение первобытнообщинных отношений, происходило это в разные периоды времени, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации. Некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие. Но, не смотря на свои принципиальные различия, все общественные формации сохранили кредитные отношения.
Общинная собственность стала дополняться личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи как ячейки общества означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил и укрепления территориальных связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит земледельческая община. Начинает более значимо проявляться специализация труда, а вместе с этим развивается и торговля. Появляются денежные средства, вводится понятие стоимости, это значит, что кредитные отношения приближаются по своей сущности к кредиту в современном его понимании. Займы, ссуды, ростовщичество - кредитные сделки начинают играть все более важную роль в развитии экономических отношений.
Особую роль кредита в развитии общества подчеркивает тот факт, что практически все религии в своих Священных писаниях затрагивают тему кредитных отношений. В Книге Притчей Соломоновых есть следующее упоминание о кредитных отношениях: “Не будь из тех, кто дает залог и поручается за долги. Если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?” [23, 22 : 26-27]. В этих строках дана негативная характеристика самой кредитной сделке, а так же даны прямые рекомендации верующему человеку, предостерегающие его от попадания в зависимость от ростовщиков.