Налоговые меры защиты предприятия при угрозе банкротства на основе определение точки безубыточности
При ретроспективном анализе предприятия следует обращать внимание не столько на шкалу вероятностей банкротства, сколько на динамику этого показателя. Достаточно часто бывает так, что в структуре источников средств многих предприятий значительную часть занимает кредиторская задолженность.
Именно вследствие большого объема кредиторской задолженности показатели ликвидности имеют значения, ниже допустимых, что и определяет неплатежеспособность предприятия. В структуре самой кредиторской задолженности наибольший вес обычно занимает задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Среди различных способов восстановления нормальной структуры баланса следует отметить возможность проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. Данная процедура является добровольным делом предприятия-должника при угрозе принятия мер, предусмотренных законодательством о банкротстве.
Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет) проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет может быть принято в отношении организаций, осуществляющих в течение 2 месяцев до 1 числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию полное внесение текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период и процентов за пользование бюджетными средствами своевременно и в полном объеме в течение всего срока погашения задолженности.
В случае принятия решения о реструктуризации задолженности ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.
С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Данная процедура является одним из основных методов защиты предприятия в условиях банкротства.
2.3 Составление эффективной учетной политики для целей налогообложения как главный инструмент в антикризисном управлении
Известно, что налоговые платежи для большинства организаций достаточно обременительны. Так, налоговая нагрузка, посчитанная за предыдущие года по основным видам экономической деятельности как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) по данным Федеральной службы государственной статистики, доходит до 50% . Это требует организации эффективного налогового планирования, поиска способов минимизации налоговых платежей. Одним из таких способов минимизации является эффективное использование учетной политики организацией.
Учетная политика может рассматриваться в двух аспектах:
Первый аспект - это учетная политика государства в отношении предприятия. При этом законодательно регулируются и устанавливаются нормативными актами такие составляющие, как принципы отчетности, её формы, критерии признания отдельных видов активов, обязательств, доходов и расходов, содержание статей отчетности и др., то есть составляющие которые могут изменяться только в результате изменения текста и содержания ПБУ.