Налоговые меры защиты предприятия при угрозе банкротства на основе определение точки безубыточности
· квалификацию активов и обязательств в целях расчета налоговых баз;
· оценку активов и обязательств в целях формирования налоговых баз;
· момент признания доходов и расходов и момент формирования налоговой базы.
Методический раздел представляет собой выбранные организацией способы ведения налогового учета, обеспечивающие минимизацию налоговых платежей. Выбор способов ведения налогового учета требуется по ряду причин:
· вариантность налогового законодательства (например, выбор метода начисления амортизации);
· наличие в налоговом законодательстве требования закрепления варианта налогового учета (например, порядка оценки незавершенного производства);
· отсутствие норм в налоговом законодательстве (например, способ оценки основных средств, обнаруженных в результате инвентаризации);
· наличие противоречий в налоговом законодательстве.
Методический раздел учетной политики для целей налогообложения должен включать способы ведения налогового учета по каждому уплачиваемому организацией налогу. Так, по налогу на прибыль организаций в учетной политике, в частности, утверждается:
· метод начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
· порядок учета расходов на ремонт основных средств;
· метод оценки материалов, отпускаемых в производство;
· порядок начисления амортизации по лизинговому имуществу;
· методы оценки себестоимости покупных товаров и ценных бумаг при их реализации;
· состав и порядок учета и распределения прямых расходов, связанных с производством.
В соответствии со статьей 313 НК РФ учетная политика организации для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Речь идет, как нам представляется, о формировании самостоятельного внутреннего документа «Учетная политика для целей налогообложения».
В развитие учетной политики целесообразна разработка внутренних стандартов налогового учета. Их цель - предотвращение налоговых рисков.
Внутренние стандарты, на наш взгляд, должны детализировать каждый пункт организационно-технического и методического разделов учетной политики. Так, с целью раскрытия методической части учетной политики могут быть подготовлены стандарты «Налог на прибыль организаций», «Налог на добавленную стоимость» и т.д.
Четкая регламентация процедуры формирования и использования учетной политики для целей налогообложения позволит снизить налоговую нагрузку организации, избежать налоговых рисков. Характеристика учетной политики для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета наглядно приведена в таблице. (таблица 2.2.)
Таблица 2.2.
Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения
Характеристика |
Учетная политика для целей налогообложения |
Учетная политика |
Порядок принятия |
Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения |
Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения |
Для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания. |
Для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) | |
Порядок утверждения |
Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений |
Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений |
Сроки утверждения |
Вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода |
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) |