Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и налоговые льготы, как налоговая мера защиты предприятия
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных предел ах уменьшать свои платежи по налогу (одному или нескольким) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком: налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога.
Срок предоставляемого кредита может быть установлен от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде уменьшение суммы налога не может быть более 50 % соответствующих платежей по налогу.
В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть указаны:
· порядок уменьшения налоговых платежей,
· сумма кредита (с указанием налога, по которому предоставляется кредит),
· срок действия договора,
· начисляемые на сумму кредита проценты,
· порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов,
· документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство,
· ответственность сторон,
· положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение,
· пользование или распоряжение другим лицам оборудованием или иным имуществом, приобретение которого организацией является условием предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).
Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России. Законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления соответственно по региональным и местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления ИНК, включая ставки процентов на сумму кредита.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой специфическую форму отчуждения потенциальных налоговых поступлений на счета казначейства, которая проявляется в следующем:
уменьшаются текущие налоговые обязательства организаций в течение определенного срока;
суммы неуплачиваемых налогов трансформируются в дополнительный источник финансирования капитальных вложений;
пользование средствами осуществляется на льготных условиях по сравнению с условиями получения банковского кредита.
Кредитором в этом процессе выступает государство, заемщиком является налогоплательщик, а текущие налоговые платежи превращаются в сумму кредита, которую заемщик возвращает кредитору в том же размере, а также уплачивает проценты за пользование денежными средствами. При этом реального движения денежных средств от кредитора к заемщику не происходит, как это имеет место при получении банковского кредита.
В рамках активизации государственной поддержки инвестиций в основной капитал было бы целесообразным реанимировать нынешнее состояние инвестиционного налогового кредита, направив его потенциал на пополнение капитальных вложений.
В настоящее время проводится ярко выраженная политика на существенное сокращение налоговых освобождений и налоговых скидок, что порой граничит с крайностями. Одно дело - упорядочение системы льготирования, придание ей большего регулирующего смысла и предотвращение массовых случаев нарушений при использовании льгот, и другое дело - необоснованный отказ от большинства налоговых скидок и освобождений, носящих инвестиционный и социально значимый характер.
Одним из основных доводов в пользу необходимости сокращения названных типов налогового льготирования является справедливое утверждение о том, что они служат законной лазейкой для сокрытия пользователями своих доходов и других объектов налогообложения. Действительно, часть налоговых освобождений не оправдала себя с позиций эффективности, в том числе бюджета страны, особенно это касается налоговых изъятий, освобождения отдельных категорий налогоплательщиков и налоговых каникул.
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.