Пути совершенствования контроля в Республике Беларусь
Экономические и политические преобразования в Республике Беларусь в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системе контроля, постепенному приближению его к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. упразднены органы народного контроля. В этот период были созданы Контрольная палата при Верховном Совете Республики Беларусь и департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль - в 2004 г. была создана Служба контроля при Президенте Республики Беларусь. В связи с созданием, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь в 2005 г., были упразднены Контрольная палата и Служба контроля, функции которых были переданы вновь образованному контрольному органу. В этот период появились новые органы финансового контроля: Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Республики Беларусь (в настоящее время - Министерство по налогам и сборам РБ); Государственный комитет по финансовым расследованиям Республики Беларусь (в настоящее время департамент финансовых расследований в составе Комитета государственного контроля Республики Беларусь) и ряд других.
В развитии контроля в Республике Беларусь наблюдается новые тенденции. Если в условиях планово-распределительной системы преобладал государственный контроль со стороны органов власти и управления, отделений Государственного банка СССР и специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов, то в условиях перехода к рыночным отношениям содержание и методы контроля претерпевают значительную трансформацию, вызванную изменением роли государства в экономике.
Контроль начинает развиваться по двум направлениям:
1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой , формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.п., меняется его содержание.
2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. На уровне отдельных субъектов предпринимательской деятельности происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консалтинговых фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.
Важную роль в осуществлении контроля играет и уровень организации бухгалтерского учета в республике, так как отчетная документация и регистры учета являются главными объектами контроля. Дальнейшее развитие контроля и его эффективность во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем современным условиям хозяйствования.
Органы вневедомственного и ведомственного контроля должны подняться на качественно новую ступень своей деятельности, занявшись контролем эффективности использования средств субъектов хозяйствования, направляемых на осуществление производственных и социально-экономических программ.
Весь контрольный процесс в зависимости от сложности выполняемых функций можно разделить на следующие ступени:
первая - счетная правильность;
вторая - законность (соблюдение законов, правил, инструкций);
третья - экономическая выгодность (прибыльность);