Пути совершенствования контроля в Республике Беларусь
четвертая - контроль эффективности.
Контроль, осуществляемый в Республике Беларусь ведомственными и вневедомственными службами, в настоящее время достиг лишь второй ступени этой контрольной лестницы. Но ведь это только начало контроля. Основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности совершаемых хозяйственных и финансовых операций субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке. Наряду с этим национальную систему контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве от мировой практики, так и с дальним зарубежьем становятся все шире и многообразнее, все теснее переплетаются. Следовательно, контрольным органам республики необходимо ориентироваться и на новые инструменты контроля, широко применяемые в практике работы контролеров экономически развитых стран: «программная оценка», ориентация на конечные результаты и др. Например, ориентация на конечные результаты означает, что при осуществлении контроля необходимо не только сосредоточивать внимание на традиционных характеристиках выполнения программ «ресурсного типа», но и дополнять их конечными показателями, в максимальной степени отражающими реальную отдачу программы, ее всестороннее воздействие на общество.
Для совершенствования внутрихозяйственного контроля необходимо учитывать следующее: способы использования самоконтроля и учета психологического фактора при использовании общих методов контроля; использование форм ориентации контроля на будущие события в процессе управления; функциональные системы контроля стратегии хозяйственной организации, проектов и программ, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; исполнения решений и др. на многих предприятиях организация контроля не упорядочена. Традиционный подход, в основе которого лежит идея возложения контрольной функции главным образом на работников бухгалтерии, исключает возможность создания разветвленной системы выявления отклонений от регламентированного хода работ и регулирования их в превентивном, текущем и последующих режимах. Проблема состоит в том, что процессы использования ресурсов и создания готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляются под влиянием всех основных отделов и служб предприятия, поэтому чисто бухгалтерский подход к функции контроля представляется неконструктивным, резко снижающим в этой области ответственность технических, коммерческих и других служб.
Е. С. Сунников отмечает, что «экономическая функция финансового контроля состоит в том, что он способствует целевому и эффективному использованию государственных финансовых ресурсов. В условиях, когда в стране формируются новые экономические отношения, когда видоизменяется взаимодействие государства и экономики, а происходит все это при ограниченности финансовых возможностей государства, значение финансового контроля должно возрастать».
Финансовый контроль должен осуществляться постоянно и целенаправленно всеми ветвями власти. При этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных органов. Нерационально тратить время и силы на дискуссии о преимуществах одного вида контроля над другим (например, внешнего над внутренним). Без использования возможностей внутреннего контроля трудно создать реальные преграды расходованию государственных средств не по назначению.
В последнее время все больше внимания уделяется решению проблемы снижения уровня «теневой» экономики. Поэтому средства по снижению ее масштабов должны носить комплексный характер. Одним из таких средств является государственный финансовый контроль. Первоочередными его объектами должны быть нецелевое использование бюджетных средств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократического аппарата.