Пути совершенствования контроля в Республике Беларусь
Необходимо, чтобы совместные усилия контрольных инстанций получали поддержку правоохранительных и судебных органов. Меры ограничения финансовых возможностей «теневой» экономики без строгого наказания нарушителей будут малоэффективными.
В последнее время в этом направлении есть положительные сдвиги, которые произошли благодаря настойчивым усилиям специалистов.
Установлена административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Вместе с тем возможности государственного финансового контроля в деле укрепления экономической безопасности страны используются все еще недостаточно.
Финансовый контроль только тогда может успешно решать стоящие перед ним задачи, когда государственные средства будут охвачены им в полном объеме.
Вызывает серьезную озабоченность вопрос кадров, осуществляющих контроль.
Если не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет все труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности.
Необходимо расширять возможности и улучшать процесс подготовки ревизоров-профессионалов. Учебную дисциплину «Финансовый контроль» желательно ввести во всех вузах.
В серьезном совершенствовании нуждается и организация повышения квалификации действующих ревизоров.
Есть еще одна важная составляющая в плане рассматриваемой кадровой проблемы.
Напряженный и опасный труд ревизора оплачивается неадекватно его сложности и общественной значимости.
Одна из основных причин существующих негативных явлений состоит в том, что правовая база государственного финансового контроля остается неадекватной экономической реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных правовых проблем мешает обоснованно решать практические задачи органов контроля. Государственный финансовый контроль станет средством защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и систематизирован.
Ю. А. Данилевский, Л. Н. Овсянников считают, что «необходимо повысить ответственность правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового контроля по результатам ревизий и проверок» .
В будущем будет создана система финансового контроля, действенность которой заключается в том, что на каждой стадии: предварительной, текущей, последующей - за каждым ведомством будут закреплены не только полномочия, но и обязанности по его проведению с наличием ответственности за экономический результат. Недоработки или злоупотребления, например, на стадии предварительного или оперативного контроля будут неизбежно вскрыты параллельным контролирующим органом при последующей проверке. Эта система финансового контроля, основанная на здоровой конкуренции проводящих его ведомств, будет, безусловно, способствовать заинтересованности последних не только в эффективности его проведения, но и в том, чтобы выявленные при его проведении недостатки были, непременно, исправлены. Что в свою очередь способствовало бы повышению эффективности всей финансово-экономической системы и дало бы значительную экономию бюджетных средств.
Порядок организации и проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов определяется в Республике Беларусь ведомственными инструкциями, которые утверждаются руководителями конкретных органов управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.
С целью дальнейшего совершенствования системы контроля в Республике Беларусь следует осуществить такие мероприятия:
─ издав другие новые нормативные документы, влияющие на обеспечение сохранности имущества собственника;