Роль и содержание финансовой стратегии в деятельности предприятия

Понятие стратегия появилось достаточно давно и происходит оно от греческого strategia. Изначально это была часть военного искусства, охватывало вопросы подготовки и ведения войн, то есть, искусство или наука быть полководцем. Значение полководцев в Древнем мире было велико. История показывает, что самые талантливые и удачливые полководцы весьма большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками или дипломатами.

Долгое время под стратегией подразумевалось управление ресурсами. Таковое понимание термина начинается с "кривой опыта", выведенной в 1926 году, которая определяла зависимость затрат на единицу продукции от объемов производства. "Кривая опыта" породила ряд моделей, основанных на крупномасштабном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции. Самой известной из них является матрица Бостонской консультативной группы.

В различной финансовой литературе встречается множество определений стратегии. Обычно, под этим понимается искусство проведения различных операций, а так же их подготовку, организацию и использование имеющихся в распоряжении средств таким образом, чтобы в условиях, существующих на данный момент времени, достигнуть поставленной цели.

Эффективность предприятия в нынешних условиях рыночной экономики требует, определения не только целей и способов для их достижения, но ещё и оценки шансов на успех, а также угрозы, которые могут возникнуть при развитии предприятия. То есть, руководству фирм настойчиво рекомендуется тщательно продумывать и детализировать текущие, оперативные и перспективные задачи их организаций. Другими словами, им должно разработать целостную концепцию развития своего предприятия, а так же его желаемую позицию на рынке, то есть, проще говоря, определить стратегию фирмы.

Часто фирмы располагают не вполне четко и ясно сформулированной стратегией деятельности. Целью достаточно часто ставится развитие, что не является точным определением стратегии. Опыт фирм, добившихся успеха, чаще всего свидетельствует о том, что они располагали четко определенной, продуманной и тщательно выверенной стратегией деятельности.

Стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления.

Посему выделяют восемь относительно самостоятельных видов стратегии:

Из приведённых выше стратегий в данной работе нам будет интересна только одна - финансово-инвестиционная стратегия.

Таблица 1.1.1

Виды стратегий предприятия

товарно-рыночная стратегия

совокупность стратегических решений, определяющих объем и качество выпускаемой продукции, а так же способы поведения предприятия на рынке

Ресурсно-рыночная стратегия

совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства

Технологическая стратегия

стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов

Интеграционная стратегия

совокупность решений, определяющих функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями

Финансово-инвестиционная стратегия

совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов

Социальная стратегия

совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами

Стратегия управления

совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии

Стратегия реструктуризации

совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия. [16]

Перейти на страницу:
1 2 3