Роль и содержание финансовой стратегии в деятельности предприятия
Роль и место финансовой стратегии в различных источниках оценивают неоднозначно. Так же как и определения стратегии дают разные. Это связано с тем, что довольно трудно дать однозначное и чёткое определение, потому что она сама весьма многогранна. То есть, даже при даже небольшом изменении угла зрения на стратегию, определение изменится. Порой существенно.
Так, например, И.А. Бланк определяет место финансовой стратегии в наборе различных стратегий как это показано в приложении 1, а Загорский А.Л предлагает более уже более полную, но несколько иную классификацию стратегий в стратегическом планировании (см. приложение 2).
Но в целом, стратегию рассматривают как комплексный план развития организации. Стратегия формируется исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единое направление действий. Что говорит о том, что стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений. [28]
То есть, по сути, под стратегией можно понимать общую концепцию того, как достигаются цели организации и решаются стоящие перед ней проблемы, исходя из имеющихся ограниченных ресурсов. Такая концепция включает в себя несколько элементов. Первое - это система целей, состоящая из миссии, общеорганизационных и специфических целей. Вторым элементом стратегии является политика, или иначе - совокупность конкретных организационных действий, направленных на достижение поставленных целей. Наконец, последним элементом является система конкретных действий по реализации принятой политики.
Стратегия разрабатывается обычно на несколько лет, а конкретизируется в разных проектах, программах и реализуется при их выполнении. Для создания стратегии, как правило, требуются достаточно большие затраты труда и времени, что не позволяют часто менять или серьезно корректировать её. Поэтому формулируется стратегия в достаточно общих выражениях, дабы иметь возможность манёвра в изменяющихся условиях.
Стратегия требует сочетания гибкости и обязательств. Важное значение имеет устремленность на цели, составляющие основу конкурентного превосходства. Цели указывают направление стратегического позиционирования, которое нельзя заранее наметить или запланировать. Решения должны быть согласованны с основными целями.
Стратегия также определяет, какие задачи должны быть решены и таким образом, определяет, чего и какими действиями должен достичь управленческий персонал. Исходя из всего вышесказанного, можно назвать несколько характеристик успешной финансовой стратегии:
стратегия как декларация намерений предприятия по отношению к держателям акций. (Стратегия определяет, какие результаты достижимы и желательны, каковы должны быть степени риска);
стратегия сфокусирована на взаимодействии между предприятием и окружающей предприятие средой. (Стратегия должна быть направлена на происходящие за пределами предприятия события);
стратегия затрагивает и организацию, и ее окружение. (Основное допущение, что в стратегическом смысле организация и ее окружение неразделимы);
стратегия не бывает простой. (Вследствие происходящих изменений организации приходится иметь дело с новыми комбинациями условий, поэтому содержание стратегии не может быть ни структурируемым, ни программируемым, ни шаблонным, ни повторяющимся);
стратегия - это и содержание, и процесс. (То есть стратегия включает как изучение её содержания, так и методов принятия решений об этих действиях и последующего их осуществления);
стратегию невозможно продумать до конца. (Теоретики сходятся в том, что намечаемая, развивающаяся и реализуемая стратегии организации могут не иметь ничего общего друг с другом);
стратегии существуют на разных уровнях. (Например, корпоративная стратегия и бизнес-стратегия);
стратегия предполагает разнообразные мыслительные процессы. (Стратегия должна быть проработана не только концептуально, но и аналитически). [28]
Основываясь на вышесказанном, можно уже более ясно представить себе, что же это такое.