Значения и задачи малого бизнеса
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической [10, c. 217].
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
доли малого бизнеса в экспорте продукции;
доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др. [17, c. 175].
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно - начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей - более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса [34, c. 195].
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;