Значения и задачи малого бизнеса

для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

- в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики [36, c. 219].

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

в снижении уровня безработицы;

в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

в улучшении качества обслуживания;

в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;

в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе [36, c. 221].

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 287,0 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в целом по стране составляет 202,1 единиц [43].

Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 апреля 2009 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения

Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения в % от среднего по РФ

РФ

202,1

100,0

Центральный

221,8

109,7

Северо-Западный

230,4

114,0

Южный

173,0

85,6

Приволжский

203,4

100,6

Уральский

91,5

45,3

Сибирский

231,2

114,4

Дальневосточный

249,8

123,6

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7