Значения и задачи малого бизнеса
для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
- в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики [36, c. 219].
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
в снижении уровня безработицы;
в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
в улучшении качества обслуживания;
в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;
в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе [36, c. 221].
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 287,0 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в целом по стране составляет 202,1 единиц [43].
Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 апреля 2009 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения |
Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения в % от среднего по РФ |
РФ |
202,1 |
100,0 |
Центральный |
221,8 |
109,7 |
Северо-Западный |
230,4 |
114,0 |
Южный |
173,0 |
85,6 |
Приволжский |
203,4 |
100,6 |
Уральский |
91,5 |
45,3 |
Сибирский |
231,2 |
114,4 |
Дальневосточный |
249,8 |
123,6 |