Значения и задачи малого бизнеса

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2009 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2008 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2008 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Несмотря на наличие в экономике РФ кризисных тенденций, темп роста количества новых предприятий малого бизнеса в 2009 году существенно увеличился в текущем году по сравнению с докризисным 2007 годом. Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В опросе приняли участие 300 руководителей малых предприятий из четырех регионов России.

Предприниматели утверждают: частота появления новых бизнесов в 2009 году превышает показатели 2007 года. Доля предпринимателей, утверждающих, что новый бизнес стал появляться очень часто, выросла с 4,7 до 10,2%. Примерно на 4% уменьшилось количество бизнесменов, считающих, что новый бизнес возникает очень редко, - с 12,3 до 8,5%. Как в 2007 году, так и сейчас около 36% предпринимателей утверждают, что новые предприятия возникают периодически.

Рост числа малых предприятий может быть связан с массовыми увольнениями в промышленном и финансовом секторе в период кризиса.

Эксперты считают, что результаты опроса говорят о возникновении нового непрозрачного сегмента в малом бизнесе. Статистика Росстата свидетельствует о том, что сокращение числа малых предприятий произошло примерно на 20%. Данные опроса свидетельствуют о противоположной тенденции. Из этого следует вывод: официальная статистка, видимо, не регистрирует серьезный сегмент вновь появляющихся малых предприятий. Это значит, что эти предприятия не регистрируются, что вызвано как раз проблемами в экономике страны, однако, рост предприятий малого бизнеса свидетельствует об их необходимости в кризисных условиях.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса [43].

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7