Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий
В условиях рыночной экономики управление финансами становится важнейшей задачей любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятельности. Однако постановка эффективного управления финансами на российских предприятиях, как правило, сопряжена с коренной перестройкой механизма управления всего предприятия в целом. Прежде всего это объясняется тем, что крупнейшие предприятия несут в себе в значительной степени стиль управления, оставшийся со времен плановой экономики.
В условиях административно-командной системы имело место тотальное государственное планирование, лимитированность ресурсов, что предусматривало введение жесткого их нормирования.
Функции финансового менеджмента правомерно систематизировать следующим образом:
планирование - стратегическое и текущее финансовое планирование; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценной политики, прогнозировании сбыта, формировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изменений структуры (слияний или разделений);
организация - создание органов управления финансами, финансовых служб, определение их задач и функций;
регулирование финансовых потоков - управление денежными средствами, портфелем ценных бумаг, заемными средствами и т.д.;
защита активов - управление рисками; выбор оптимального способа снижения рисков;
учет, контроль и анализ - установление учетной политики: обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление учетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.
Основными задачами управления финансами предприятия можно считать:
обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;
достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;
обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования, оптимального их сочетания, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитала;
эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.
В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента с чисто производственного планирования на планирование финансовое. В стремлении максимизировать прибыль любое предприятие независимо от его размеров сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Действительно, для поддержания, а тем более развития любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать капитальные затраты, расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые и накладные расходы.
Конкретные формы и методы реализации названных функций и решение поставленных задач определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой выступают:
. учетная политика;
. кредитная политика;
. политика управления денежными средствами;
. политика в отношении управления издержками;
. дивидендная политика.
Свою учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности о размере собственных оборотных средств, и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.