Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий

Политика управления денежными средствами устанавливает систему планирования и контроля за поступлениями и выплатами.

Дивидендная политика должна уравновешивать интересы собственников с интересами менеджеров и кредиторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. Практикуются следующие варианты дивидендной политики:

выплаты постоянного процента от прибыли - преимущество метода заключается в простоте: он выгоден акционерам в период роста прибыли, так как с ее увеличением поднимаются дивиденды, но противоречит их интересам при снижении прибыли (дивиденды подают);

фиксация размера дивидендных выплат на каждую акцию - в пользу этого метода говорит его простота и то, что он сглаживает рыночные колебания, против него тот факт, что при снижении прибыли предприятие оказывается без прибыли;

выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов;

выплата дивидендов по остаточному принципу - характерна для РФ и других стран с недостаточно развитым фондовым рынком, экономика которых переживает тяжелый финансовый кризис;

выплата дивидендов в виде постоянного процента от прибыли - предпочтительна, когда прибыль компании устойчива и обнаруживает тенденцию к росту;

постоянное увеличение дохода на одну акцию - оправдывает себя в период высокой инфляции;

выплата дивидендов акциями (капитализация дивидендов) - облегчает решение проблем ликвидности и инвестиций.

Основой при разработке финансовой политики предприятия может служить Приказ Министерства экономики РФ «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» № 118 от 01.10.1997 г.

Основное назначения финансового менеджмента - построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управлениями финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.

Итак, управления финансами предприятия требует от специалиста глубоких знаний и широкого круга навыков, так как только эффективное использование всех инструментов и методов позволяет эффективно решать задачи, поставленные для достижения стратегических целей предприятия:

улучшения финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;

роста объемов производства и реализации;

лидерства в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);

максимизации цены компании.

Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но предприятие всегда должно иметь в виду весь их комплекс.

Однако следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента - максимизация цены компании - как наиболее обоснованный критерий управления финансами применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Результатом формирования стратегии развития предприятия является определение суммы долгосрочных инвестиций во необоротные активы и источники их финансирования. Вопрос по источникам долгосрочного финансирования решается в рамках стратегии развития предприятия. К источникам долгосрочного финансирования относятся долгосрочные кредиты (займы), долговые обязательства долгосрочного характера, а также акционерный капитал.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5