Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой
Значение нижнего порога этой шкалы сравнимо с Российским показателем, а значение верхнего порога, предназначенного для начисления подоходного налога богатым людям, превышает 40%.
В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Изменения предусматривают введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которая может заменить плоскую шкалу налогообложения, введенную в 2001 году.
Как объяснили во фракции КПРФ «Свободной прессе», главный мотив такого нововведения, кроме пополнения доходов бюджета, «перестать быть страной третьего мира». «Плоская школа налогообложения - удел слаборазвитых стран. Ни одна страна «первого мира» не имеет ее».
Законопроект предполагает, что граждане, зарабатывающие менее 60 тысяч рублей в год, получат снижение подоходного налога до 5% (с нынешних 13%). Для доходов граждан от 60 до 600 тысяч рублей в год ставка налога повысится на 2 процентных пункта и составит 15%.
Основной же удар по кошельку придется на долю тех граждан, что зарабатывают в среднем за месяц от 50 тысяч рублей и выше. Так, на доход от 600 тысяч до 3 млн. рублей в год налог составит 25%, для доходов граждан от 3 до 12 млн. в год - 35%, и для рублевых миллионеров, зарабатывающих от 12 млн. рублей в год - 45%.
Главной особенностью налоговой системы Франции то, что обязательные отчисления в государственные и общественные кассы складываются из двух крупных, примерно равных по объему, категорий: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51 процента обязательных выплат, а также взносы в социальную кассу, объем которых составляет почти 49 процентов обязательных отчислений.
Таким образом, французской налоговой системе свойственно:
социальная направленность,
преобладание косвенных налогов,
особая роль подоходного налога,
- учет территориальных аспектов,
гибкость системы в сочетании со строгостью,
широкая система льгот и скидок,
открытость для международных налоговых соглашений.
Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН).
Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы в первую очередь социальную направленность и территориальный аспект.
Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений.
При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.
В Германии считают, что налоги должны быть по возможности минимальными. Там укоренились следующие принципы, на которых строится система налогообложения: