Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой
Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.
налог система россия реформа
Заключение
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги.
Налоги формируют бюджеты: федеральные, региональные, местные. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Платежи так же выступают средством образования различного рода фондов, таких как ПФ, ФСС, ТФОМС, ФФОМС
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Россия и страны с рыночной экономикой имеют налоговую систему, т.е. взаимосвязанную совокупность действующих существенных условий налогообложения или так называемую упорядоченную структуру взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов и налоговых органов.
Налоговые системы стран с рыночной экономикой, помимо фискальной функции наполнения бюджета, успешно выполняют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, НДС. Система налогов является трех- или двухуровневой. При этом общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные - вспомогательную роль, хотя их значение и соотношение в разных странах весьма различно. Например, в США общегосударственными обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций. Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное обложение. Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках государство.
При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их. Таковы по крайней мере основные тенденции во второй половине 80-х - начале 90-х годов.
Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор.
Опыт западноевропейских государств применим в современных условиях Россией, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным специфическим особенностям экономики Российской Федерации.