Сравнение отдельных налогов и налоговых систем России, и стран с рыночной экономикой
Налоговая система России далека от совершенства и нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов, введение прогрессивных ставок, в частности на НДФЛ.
Нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.
Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекать инвесторов в предприятии России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.
Многие говорят открыто, что увеличение выплат с 26 до 34 % в негосударственные страховые фонды уже привело к «серым» зарплатам.
От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятий, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятиях и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.
Не мешало бы вести льготы по НДС предприятиям, делающим инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых в инвестирование.
Основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России.
Модернизация налоговой системы Российской Федерации возможна и должна быть ориентирована на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем рассмотренных стран. С точки зрения создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии, где налоговая система «инкорпорирована» в Основной закон - Конституцию.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.