Современная система управления финансами
д) регулирование финансов домашних хозяйств, в конечном счете, определяющих благосостояние населения;
5. Переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий России и регионов, так же как и для большинства союзных республик бывшего СССР, оказался неожиданным [10, c 93]. Никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования. Финансовые показатели, формирование финансовых ресурсов и их расходование стали зависимы от весьма неустойчивых рыночных цен. Эта зависимость от рыночных цен относится как к федеральным, так и к региональным органам власти и отдельным предприятиям;
6. Существенно расширились права и возможности в самостоятельном формировании и использовании финансовых ресурсов практически у всех субъектов финансовой системы;
. В регионах начала складываться инфраструктура финансовых институтов рынка, в основном вписывающихся в финансово-рыночную систему России, но эти институты подчас не соблюдают нормы законодательно - правового регулирования.
Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В тоже время эта роль государства в планово - централизованной экономике. Это обусловлено с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово- централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального Банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также вновь созданных таких институциональных структур как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.
Кроме того, практически в роли достаточно сильной лоббирующей власти выступают средства массовой информации(СМИ), которые непосредственно не участвуют в выработке и осуществлении финансовой политики, и, конечно, в осуществлении финансирования, по своим воздействиям через средства печати, радио и телевидение иногда весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных органах власти.
Таким образом, в современном гражданском обществе государственная организация управления финансами оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы. Это во многом зависит от политической структуры общества и взаимодействия между различными партийными организациями [13, c 69].
Таким образом, развитие рыночной экономики в решающей мере зависит от функционирования финансовой системы, ее воздействие на реальную экономику определяется, прежде всего, эффективностью государственного регулирования финансов.
Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направление и формы.
А. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):
1. Выработка принципов и концепции, программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное Послание Президента России, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой, политики; подготовку правительством РФ, правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов [15, c 155]. Кроме того, правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период;
. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется прежде всего Конституцией Российской Федерации в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной. В том числе финансовой, политики (ст. 7. 39. 41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, 74), обязательности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст.71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). В то же время к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ст.72). основы денежной политики и независимость в этой части Центрального банка РФ конституционно закреплены ст. 75. Также в Конституции РФ определены права и функции в части финансового управления президента, Федерального собрания и правительства. В частности, правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114).