Современная система управления финансами
Гражданский кодекс РФ регулирует наряду с экономическими (хозяйственными) отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: права граждан и юридических лиц, виды юридических лиц и их финансовые отношения при функционирование и в случае реорганизации, управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги) как объектами гражданского права, регулирует сделки, совершаемые в том числе и с финансовыми активами, а также вытекающие в связи с этим обязательства (при купле-продаже, платежах, аренде, включая финансовую аренду-лизинг, при займе и кредите, банковском вкладе и счете, финансовых расчетах и страховании) [2, c 49].
Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой политики на территории России. Бюджетный процесс в Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом РФ (введен в действие с 1 января 1999 года). Кроме того, ежегодно на всех уровнях власти принимаются законы или постановление о бюджете соответствующего уровня, в которых устанавливаются конкретные цифры по доходом и расходом в разрезе статей бюджетного классификаций.
Однако для управления бюджетным и налоговым процессом одной даже развернутой законодательной и нормативно-правой базы недостаточно. Необходимо реальное проведение эффективной бюджетной и налоговой политики, обеспечение расходования бюджетных средств с наибольшей социальной и экономической отдачей, создание в этой сфере жестокого контроля.
Для устойчивого функционирования системы управления финансами как в стране в целом, так и отдельных ее звеньях важнейшее значение имеет проведение достаточно жесткой и в то же время гибкой монетарной политики, направленной на стимулирование экономического роста, обеспечение товарного обращения необходимой денежной массой, преодоление инфляции, стабилизацию цен и конъюнктуры фондового рынка.
Как показывает опыт функционирования открытой экономики, для макроэкономической стабилизации чрезвычайной важное значение имеет регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации [ 5, c 36].
Б. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:
1. формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
. регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополистов;
. формирование, содействие и защита договорно - контрактных отношений между субъектами рынка, в конечном счете обеспечивающих стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой системе;
. использование государственного предпринимательства для воздействия на конъюнктуру товарного и финансового рынка, поддержание уровня и соотношения цен с целью стабильной деятельности и структурной перестройки экономики, формирование эффективных спроса и предложения;
. регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики;
. развитие или содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательского риска, в ряде случаев предоставление государственных гарантий федерального или регионального уровня [11, c 86].
В. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:
1. регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот производство некоторых товаров исключительного ассортимента (наркотики, алкоголь), установление цен, в ряде случаев предельных, на ограниченную номенклатуру товаров и услуг;
. управление унитарными предприятиями государственной собственности и контроль за их финансовой деятельностью:
3. финансовое дотирование отдельных предприятий субсидирование производства и реализации, в том числе субсидирование спроса на конкретные, отдельные виды товаров и услуг;
4. применение государственной монополии и акцизного налогообложение на отдельные виде товаров (наркотики, алкоголь, табачные изделия и некоторые другие);
. применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины;
6. приведение экологически направленной финансовой политики в части использование природных богатств и охраны окружающей среды, налогов, платежей и цен;