Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и методы управления им
По международной методологии выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия перешла к международной методологии составления бюджета (не все ее элементы еще приняты).
На основе вышесказанного, можно выделить первичный и вторичный дефициты бюджетов. В основу такой классификации заложен принцип определения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом - вторичным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицит есть превышение расходов бюджета над его доходами. Здесь расходы (сверх доходов) из бюджета производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной (кредитной) основе, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют вторичный характер, то есть обусловлены первичным дефицитом.
Причинами бюджетного дефицита могут стать различные ситуации, все причины, вызывающие дефицит бюджета, можно разделить на негативные и позитивные. К позитивным причинам возникновения бюджетного дефицита относят причины, вызванные большими вложениями в развитие экономики. Данные расходы можно назвать позитивными, несмотря на последствия в виде бюджетного дефицита, потому что они связаны с развитием экономики, увеличением валового внутреннего продукта, что можно назвать положительным эффектом. Негативными причинами возникновения бюджетного дефицита являются всевозможные непредвиденные расходы, которые не ведут к расширению экономики и увеличению валового внутреннего продукта. Например, различные войны, эпидемии, катастрофы вызывают необходимость государственных расходов, которые не могли быть предвидены заранее и, соответственно, являются дополнительными расходами, вызывающими дефицит бюджета. Кроме того, бюджетный дефицит может являться следствием вполне обдуманной финансовой политики, которая проводится государством. Данный бюджет является ожидаемым для государства, но не считается опасным.
Кроме того, часто бюджетный дефицит возникает из-за неправильности расходов и недостаточной доходной базы. Эти проблемы особенно близки региональным и муниципальным бюджетам. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы распыляются и направляются далеко не на самые важные мероприятия. Кроме того, система распределения доходов далека от совершенства, и пока ещё регионы и муниципалитеты заведомо имеют меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами.
Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят в основном из малособираемых налогов, что ограничивает финансовые возможности данных бюджетов.
Во-вторых, множество программ и обязательств, принятых федеральными органами, направляются к выполнению на места без необходимого финансирования. Другими словами, финансирование федеральных программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая практика увеличивает расходы данных бюджетов и приводит почти повсеместно к дефициту этих бюджетов. Следующей причиной дефицита государственного бюджета можно назвать нестабильность национальной валюты. Слабость денежного обращения и неуверенность в национальной валюте приводит к развитию бартерных операций, соответственно, понижая объём налогов, которые собираются в денежном выражении. Естественно, это снижает уровень доходов бюджетов. Кроме того, излишняя налоговая нагрузка, которая наблюдается в нашей стране, также является причинной дефицита бюджетов. Это связано с тем, что слишком большие ставки налогов тормозят развитие малого и среднего бизнеса, соответственно, не возникает столько предприятий, сколько могло бы быть при снижении налогового бремени. Кроме того, те предприятия, которые всё-таки осуществляют хозяйственную деятельность, стремятся скрыть объёмы своих доходов и сократить выплаты налогов. Всё это приводит к значительному недополучению финансовых ресурсов государством.