Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и методы управления им
Существует несколько типов финансовых политик, которые определяют многие показатели экономики. От типа используемой финансовой политики зависит отношение к состоянию бюджета. Так, появление теории Кейнса привело к спокойному восприятию бюджетного дефицита. По теории Кейнса государство должно создавать спрос за счёт собственных финансов, что приводит к возникновению бюджетного дефицита у государства. Таким образом, бюджетный дефицит воспринимается не как негативное явление, а как естественное состояние бюджета постоянно развивающегося государства.
Планово-директивный тип финансовой политики государства, напротив, предполагает сбалансированное состояние бюджета. Это связано с тем, что все финансовые потоки сконцентрированы в руках государства и именно государство распоряжается всеми расходами. В результате доходы государства равны его расходам. Данная финансовая политика воспринимает дефицит бюджета, как негативное, но и как практически невозможное явление.
Недостатки обоих подходов вызвали к жизни новый подход. Новый тип финансовой политики получил название «неоконсервативный». Суть данной политики заключена в принятии бездефицитного состояния бюджета государства как должного состояния. Данный подход вынуждает государство стремиться к соответствию доходной и расходной статей бюджета. Практически все государства в настоящий момент являются приверженцами неоконсервативного подхода к вопросам финансовой политики государства. Таким образом, практически повсеместно принятой нормой считается стремление к сбалансированному состоянию бюджета, а соответственно, к бездефицитному и беспрофицитному состоянию бюджетных финансов.
Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последствиям. Основным и наиболее часто встречающимся последствием бюджетного дефицита является инфляция. Причиной возникновения инфляционных процессов бюджетного дефицита, является стремление государства покрыть дефицит финансов. Данное стремление чаще всего выражается в получении дохода о дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками и раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый круг, и государству стоит больших усилий преодолеть инфляцию, вызванную непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита.
Кроме того, большинство государств в настоящее время функционирует в условиях приемлемого уровня постоянно присутствующей инфляции.
Существуют и другие негативные последствия дефицита государственного бюджета. Например, снижение уровня жизни, которое происходит в результате того, что при дефиците бюджета увеличивается объем средств на финансирование государственных расходов и уменьшается объем ресурсов, идущих на инвестирование экономики. Это приводит к снижению потенциальных возможностей экономики.
Из всего вышесказанного можно понять, что бюджетный дефицит является не всегда отрицательным явлением. При определенных условиях он не приводит к негативным последствиям. Например, в условиях кризиса экономики, когда необходимо стимулировать производство. Кроме того, небольшой уровень бюджетного дефицита также не приносит заметных негативных изменений в экономике государства. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как-либо изменить ситуацию. Тем не менее, если уровень бюджетного дефицита превышает определенную норму, данным процессом начинают заниматься, стремясь понизить уровень дефицита государственных финансов.