Методы и модели выбора финансовой стратегии
Траектория посредственности. Для товара-проблемы не удается увеличить долю рынка, и он вступает сразу в стадию товара-собаки.
Матрица БКГ способствует принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению средств между различными зонами хозяйствования в будущем.
Главным достоинством данной матрицы, прежде всего, является ее простота. Матрица БКГ полезна при выборе между различными СЗХ, а так же при определении позиций распределения ресурсов на будущее.
Но это её достоинство влечёт за собой и некоторые значимые недостатки, как-то:
все СЗХ, в которых анализируется положение компании, должны находиться в одинаковой фазе жизненного цикла;
внутри СЗХ конкуренция должна быть такой, чтобы используемые показатели были достаточны для выявления прочности конкурентных позиций компании.
В общем случае привлекательность СЗХ рассчитывается через следующее уравнение:
Привлекательность
СЗХ = aG + bP + cO - dT,
a, b, c и d - коэффициенты относительного вклада каждого фактора (в сумме составляют 1);G - перспективы роста рынка;P - перспективы рентабельности на рынке;O - положительные воздействия со стороны окружающей среды;T - отрицательные воздействия со стороны окружающей среды.
Матрица Маккинси
Эта матрица была составлена консультационной группой МакКинси (McKincey) совместно с корпорацией Дженерал Электрик (General Electric) и получила название «экран бизнеса».
Анализ в данном случае осуществляется по таким двум параметрам как: привлекательность СЗХ и позиция в конкуренции.
Причём, если показатель «привлекательность СЗХ» компания может только фиксировать и держать на него ориентацию, то «позиция в конкуренции», зависит от итогов деятельности предприятия.
В матрице БКГ по оси абсцисс использовался статический показатель (например, доля рынка, рентабельность), а вот в матрице «Дженерал Электрик - МакКинзи» используется уже динамический показатель (например, не рентабельность, а ее изменение).
В отличие от матрицы БКГ эта матрица применима в любых фазах циклов спроса и технологии при различных условиях конкуренции.
Здесь выделяют три области стратегических позиций: область победителей, область проигравших и средняя область (куда входят позиции, откуда стабильно поступает прибыль, средние позиции бизнеса, а так же сомнительные виды бизнеса).
Рис.1.3.3 Матрица Маккинси
Стратегии, рекомендуемые для отдельных квадрантов данной матрицы, могут быть сформулированы следующим образом:
. Сохранение и упрочение позиции на рынке через:
инвестирование для обеспечения роста с максимально возможной скоростью;
концентрацию усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса.
. Инвестирование в борьбу за лидерство, выборочное инвестирование в сильные стороны деятельности, укрепление наиболее уязвимых сторон деятельности.
. Обеспечение выборочного роста путем:
специализации на основе сильных сторон деятельности;
поиска путей преодоления слабых сторон деятельности;
ухода с рынка, если отсутствуют указания о приемлемом росте объема продаж.
. Инвестирование в наиболее привлекательные сегменты рынка, противодействие конкурентам, обеспечение высокой прибыльности путем повышения производительности.
. Защита существующих программ рыночной деятельности или концентрация инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой, а риск относительно низким.
. Ограниченное расширение деятельности, или «сбор урожая». Обеспечивается за счет поиска путей расширения деятельности, не связанной с высоким риском, так же следует минимизировать инвестиции и рационализировать все производственные операции.
. Сохранение позиции и перенаправление деятельности путем:
перенесения акцента на зарабатывании текущих денег;
концентрации на привлекательных сегментах;
защиты сильных сторон деятельности.
. Главный акцент на зарабатывании денег путем:
защиты позиций на наиболее прибыльных сегментах;
модернизации продуктовой линии;
минимизации инвестиций.
. Уход с рынка. При этом необходимо:
вовремя распродать товары по выгодной цене;
резко снизить постоянные издержки, избегая при этом инвестирования. [11]
Ныне есть различные модификации данной матрицы. Но в основе всех из них лежат стремления увеличить число и разнообразие учитываемых в ходе анализа факторов, а так же предложить большее количество вариантов стратегических решений для каждой из позиции.
Но, естественно, матрице присущи недостатки:
трудности учета границ и масштаба рынка, большое количество критериев;
субъективность оценок;