Методы и модели выбора финансовой стратегии
Рекомендации по выбору стратегии:
Стратегия совершенствования деятельности (проникновения на рынок). В данном случае предприятию стоит обратить внимание на маркетинг уже имеющихся товаров на уже существующих рынках: провести изучение целевого рынка, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности.
Товарная экспансия (развитие продукта) - это стратегия разработки новых или же совершенствования уже существующих у предприятия товаров с целью увеличения продаж. Такую стратегию можно осуществлять на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход обеспечивается за счет сохранения доли на рынке в будущем.
Такая стратегия предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку компания действует на знакомом рынке.
Стратегия развития рынка. Направлена на поиск нового рынка или нового сегмента рынка для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается за счёт расширения рынка сбыта. Стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем обе предыдущие, но вместе с тем более доходна.
Стратегия диверсификации подразумевает разработку новых видов продукции параллельно освоению новых рынков. Товары могут быть новыми для всех компаний, работающих на целевом рынке, или только для данного хозяйствующего субъекта. Эта стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость компании в отдаленном будущем, но в настоящем является самой рискованной и дорогостоящей.
Достоинствами матрицы Ансоффа являются наглядность и простота применения. Недостатками - односторонняя ориентация на рост и ограничения в характеристиках (продукт - рынок).
Поработав с данной моделью, Д. Абель предложил матрицу, что исправила недостатки матрицы Ансоффа.
Абель, в свою очередь, предложил определять область бизнеса в трех измерениях:
обслуживаемые группы покупателей;
потребности покупателей;
технология, используемая при разработке и производстве продукта.
Рис.1.3.5 Матрица Абеля
Важнейшим критерием оценки по матрице Абеля является соответствие рассматриваемой отрасли общему направлению деятельности компании.
Другими критериями выбора являются привлекательность отрасли и конкурентоспособность. [46]
Матрица Артур Д. Литл (Модель АДЛ/ЛС)
Модель была разработана известной в области управления консалтинговой компанией Артур Д. Литл. В отличие от матрицы БКГ данная модель строится на двух переменных, показывающих жизненный цикл отрасли и положение относительно конкурентов. Таким образом определяют направленность деятельности предприятия и форм его экономической деятельности.
Концепция жизненного цикла является неотъемлемой частью стратегического планирования. Выделяют два вида жизненных циклов:
жизненный цикл спроса;
жизненный цикл технологии.
Концепция жизненного цикла основана на существовании у всех технологий и товаров нескольких фаз в процессе их присутствия на рынке:
Рис.1.5.6 Концепция жизненного цикла товара
Зарождение - бурный период становления отрасли, когда несколько компаний, стремятся к захвату лидерства и конкурируют между собой;
Ускорение роста - когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. Растет спрос, опережая предложение;
Замедление роста - появляются первые признаки насыщенности спроса и предложение начинает опережать спрос;
Зрелость - период, в котором достигнуто насыщение спроса, имеются значительные избыточные мощности;
Затухание - снижение объема спроса, предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, например, как темп роста ВНП или народонаселения), а так же темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.
Основное теоретическое положение матрицы в том, что отдельно взятый вид бизнеса находится на одной из описанных стадий жизненного цикла, и анализировать его нужно именно в соответствии с его стадией.
Анализ с помощью данной матрицы происходит по двум показателям: стадии жизненного цикла продукта и его относительное положение на рынке, но кроме того может меняться и конкурентное положение одних видов бизнеса относительно других. (Вид бизнеса может занимать одну из пяти конкурентных позиций: доминирующую, сильную, благоприятную, прочную или слабую).
Каждый вид бизнеса анализируется отдельно для того, чтобы определить стадию развития соответствующей отрасли, а так же его конкурентное положение внутри нее.
Сочетание четырех стадий жизненного цикла производства и пяти конкурентных позиций - составляют так называемую матрицу АДЛ/ЛС.
Рис.1.3.7 Матрица АДЛ/ЛС
- естественное развитие;
- избирательное развитие;
- жизнеспособное развитие;
- выход.
Положение конкретного вида бизнеса указывается на матрице наряду с другими видами бизнеса корпорации. И уже в зависимости от положения вида бизнеса на матрице составляются стратегические решения.