Контроль налоговых органов по применению и взиманию УСНО (камеральные и выездные налоговые проверки)
Рассмотрим алгоритм отбора инспекторами кандидатов для проведения выездных налоговых проверок. Для начала контролеры обязаны проанализировать финансово-экономические показатели, обращая особое внимание на налогоплательщиков, у которых наблюдаются следующие факторы:
· из периода в период происходит уменьшение суммы начисленных налогов;
· несвоевременно уплачиваются налоговые платежи;
· значительно отличаются показатели финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же от средних по отрасли;
· существуют противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
· присутствуют признаки аффилированных лиц.
Первыми гарантированно попадут в план проверок лица, в отношении которых у инспекции есть сведения о предполагаемых налоговых правонарушениях или об их участии в схемах ухода от налогов. Осталось лишь выяснить, что же налоговики подразумевают под минимизацией платежей?
Дело в том, что все схемы ухода от налоговой ответственности рассылаются по инспекциям с грифом "Для служебного пользования". Если же ориентироваться на судебные решения, то каких только неожиданных споров по этому вопросу мы не обнаружим! Например, недавно некая фирма сумела доказать, что факт использования той или иной льготы нельзя рассматривать как уклонение от уплаты налогов (Постановление десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2007г. N А41-К2-10421/05).
Проявляя заботу о налогоплательщиках, представители ИФНС предложили им самим оценить свои шансы попадания в "зону риска", достаточную для проведения выездной проверки. Рассмотрим эти критерии подробнее.
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли. Каким образом осуществлять оценку и где брать цифры по другим организациям, налоговики, к сожалению, не разъяснили. Тем более что предоставление статистической информации третьим лицам осуществляется только с письменного согласия лица, предоставившего эти данные (пункт 26 Постановления Госкомстата от 15 июля 2002г. N 154).
Опять же чиновники забыли объяснить, какие суммы надо считать значительными. Так что будьте готовы, что им может не понравиться любой вычет. Если же вы соберетесь возмещать НДС, то налоговые органы и так в обязательном порядке проведут камеральную проверку (пункт 1, статьи 176 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по определенному виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Это очередная попытка пополнить бюджет за счет налоговых платежей. Кстати, в некоторых регионах чиновники уже нашли методы увеличения зарплатных налогов. К примеру, в Рязани значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 при ЕНВД может увеличиться аж в два раза. Данное правило действует в случае, если размеры среднемесячной заработной платы оказываются ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного Правительством Рязанской области за предшествующий квартал.
Неоднократное приближение к предельным значениям показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. "Миграция" между налоговыми органами. Вряд ли стоит бояться проверок при неоднократном снятии с учета и постановке на него в другой инспекции в связи с изменением местонахождения организации. Дело в том, что, хотя ни в одном из законодательных документов обязательность выездной проверки ри переходе из одной инспекции в другую не закреплена. Тем не менее, с большой степенью вероятности можно предположить, что при смене налоговой вас проверят. Однако не стоит забывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 89 Налогового Кодекса Российской Федерации нельзя проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. При выявлении налоговых правонарушений в процессе повторной проверки к фирме санкции уже не применяются (пункт 10, статьи 89 Налогового Кодекса Российской Федерации).